управляющие царством пола, в которое могут войти лишь полностью развитые мастера человеческого царства. Период брахмачарьи, предшествующий вступлению в брак — это ни что иное, как безбрачие, достигаемое тем, что ум занимают хорошей работой, в которой больше вкуса, и которая более эффективно направляет нас к Ишваре, к его осознанности. (В науке секса есть множество подробностей, требующих объяснения, но пока что этого будет достаточно).
Следующее, что нужно практиковать — это настрой на непричинение вреда. Безвредная жизнь должна быть включена в вашу постоянную осознанность. 'Не убий' — гласит первая из десяти заповедей. 'Люби ближнего, как самого себя' — первая заповедь Нагорной Проповеди. Патанджали включает это в качестве обязательного пункта для достижения первого шага йоги. Практически мы не должны убивать, кроме как ради пищи, а если возможно, то даже и ради пищи. Предполагается, что йогу мы должны практиковать не в городах, а в небольших деревнях среди лесов, холмов и родников, где деревья предлагают нам плоды, источники дают воду, и можно жить и питаться, никого не убивая. Вы можете принимать в пищу также молоко и молочные продукты, потому что это не требует убийства животных. Но сначала вы должны кормить животных и ухаживать за растениями, потому что вы ничего не должны принимать просто так. Листья некоторых растений, которые опадают естественным образом, собираются, моются в воде и употребляются в пищу некоторыми учениками, практикующими йогу, но употребления корней и стеблей следует избегать, так как нам нельзя убивать. Вам не нужно углубляться в детали всех опытов, проведённых мудрецами для практики непричинения вреда. Достаточно соответствующего отношения. Не убивайте, насколько это возможно. Когда это неизбежно, вы можете убить, но само суждение о неизбежности этого остаётся на вашей совести. Охота строго запрещается. На определённой стадии эволюции человекообразное животное находит удовольствие в охоте и убийстве. Это совершенно запрещено ученику йоги. Пифагор объяснил, что важно не столько то, какую пищу вы едите, животную или растительную, сколько освобождение от желания убивать и есть.
Следующий пункт практики — прямота в отношениях с другими. Но вы не должны под видом прямоты ранить кого-либо словом или делом. Как ученик йоги, вы не имеете права так поступать. 'Говорите правду. Говорите учтиво. Не говорите правду неучтиво. Не говорите неправду ради учтивости'. Вот повеление Ману, давшего нам Закон. Если вам что-то не нравится, вы можете дать понять это, никого не раня. Если вам что-то нравится, вы можете это ясно высказать.
Теперь суммируем эти пункты. Требуется огненное устремление на планах мысли, речи и работы. Правдивая речь, не ранящая других. Поддержание в уме положительных мыслей. Настрой на непричинение вреда. За этим должны последовать спокойствие ума и доброта по отношению к остальным. Затем вы должны практиковать молчание. Следует молчать о вещах, которые не нужны. Это больше умственное молчание, чем физическое. Без умственного безмолвия обычное молчание ведёт к перенапряжению. Нужно не механическое молчание, а безмолвие как отношение. Далее следует контролируемая деятельность. Обычно мы склонны распространять свою деятельность всюду, куда бы мы ни направились. Вам же на каждом шагу нужно знать, где можно начать, и понимать, какую работу следует делать вам, а какая — не ваша. Пусть ваше любопытство, амбиции и тщеславие не заставляют вас совать нос в чужие дела. Неразборчивое, эмоциональное расширение работы связывает вас и ведёт ко многим неприятностям. Ваши физический и ментальный проводники будут разваливаться на части, если вы попытаетесь делать сразу все вещи (пусть даже хорошие). Если у вас нет программы контролируемой деятельности, вы наткнётесь на встречающихся среди людей вампиров, которые заставят вас бешено носиться по улицам. И тогда вы будете просто бегать, и окажетесь не в состоянии сослужить какую-нибудь службу уже никому. В этом уже не будет йоги. Очищение привязанности — это следующий шаг. Пусть ваши любовные чувства к другим не будут загрязнены эмоциями. Это процесс очищения, которому вы будете учиться постепенно. Любовь принадлежит сердцу, тогда как эмоция относится к возмущению печени и селезёнки. Эмоциональная активность принадлежит к пупочному центру, солнечному сплетению. Любовные же привязанности относятся к сердечному центру. Когда человек волнуется за кого-то, или беспокоится о благосостоянии жены или сына, тогда его привязанности загрязнены эмоциями. Когда же любовь чиста,