чтобы первым отказал этот центр (сердце), а не тот (мозг).
Чтобы работал регулятор температуры, нужно, чтобы механизм, производящий тепло, и регулирующий механизм были соединены. Только имея в своём строении такой инструмент, мы можем нагревать наше тело зимой и охлаждать летом. Иначе летом мы бы перегревались, а зимой остывали и в конце концов умерли бы. И такой центр в нас существует — это свадхиштхана, центр, связанный с селезёнкой. Так древние учёные йоги назвали этот центр, центр огненного элемента, что означает тепло и температуру.
Аналогично, существует и центр, регулирующий жидкостное содержание нашего тела. Это центр пупка, или манипурака, и он регулирует наш водный состав. Если бы его не было, что бы случилось? Каждый раз, когда бы мы выпивали стакан воды или пива, жидкость накапливалась бы в нас, как в бутылке — у нас бы набухли ноги, лицо, и т. д. И после каждого стакана воды нам приходилось бы принимать таблетку мочегонного. Эта чакра как раз и регулирует снабжение водой нашего организма. Когда в теле недостаточно воды, этот центр производит то, что мы называем жаждой, мы ощущаем её, фиксируем умственно и пьём воду. Если этот центр не в порядке, может произойти отёк лица и ног, водянка, тело распухнет. Так же могут произойти нарушения в мочеиспускании. Таким образом, древние учёные считали, что этот центр относится к элементу воды. Пожалуйста, отнеситесь внимательно к тому, что мы сейчас описываем. Муладхара управляет землёй, свадхиштхана — огнём, а манипурака — водой.
Затем перейдём к анахате. Она регулирует в нас то, что называется ваю. Это способность попеременно расширяться и сжиматься согласно закону пульсации, существующему в космосе. По этому закону пульсирует Солнце и образуется солнечная система. Повинуясь ему, планеты удаляются от Солнца и приближаются к нему, сохраняя равновесие. Если мы привяжем что-нибудь на верёвке и станем раскручивать вокруг себя, то на этот предмет будут действовать две силы — центробежная и центростремительная. Первая толкает предмет от нас, а другая его удерживает. Таким образом, есть два типа сил. Между ними должно быть равновесие. То, что называется ваю, и есть пульсация. Ваю производит сердцебиение и периодическое расширение и сжатие лёгких. (Далее учитель разъяснил, отвечая на вопрос слушателя). От сердцебиения происходит кровообращение. Именно эта пульсация позволяет нам жить в этом теле. И лишь поскольку в лёгких тоже происходит пульсация, мы можем дышать. Эта двойная пульсация и именуется ваю. В теле есть тысячи центров, в которых действует ваю, но сердечный — это главный центр, управляющий всеми остальными. Сердечный центр управляет дыханием, сердцебиением и кровообращением. Ваю — это не в точности воздух, но это тот принцип, по которому воздух движется в пространстве. Принятие газов, которые требуются, например, кислорода, и отбрасывание ненужных газов, таких как углекислый — это всё функции сердечного центра, ведь функции сердца и лёгких вместе взятые принадлежат сердечному центру.
Вишуддхи чакра, или горловой центр, образует проход между пространством и материей, входящей в наш состав. Ведь в чём разница между мёртвым телом и живым существом? И то, и другое находится в пространстве, но у трупа этот проход закрыт. Через этот центр наш организм снабжается праной. Лишь при её наличии пища будет усваиваться телом. Это вовсе не факт, что мы живём благодаря лишь пище. Однако, мы можем принимать пищу, потому что живём, и затем пища разлагается, чтобы послужить топливом, из которого извлекается энергия. Вишуддхи чакра — это врата между нами и пространством. Что же содержится в пространстве? Содержание пространства называется энергией. Оттуда она поступает ко всем шести центрам нашего тела. Эта энергия никогда не задерживается в материи тела. Входя через горловой центр, она исполняет все функции организма, а затем снова уходит, возвращаясь в пространство. Так что это подобно электрической цепи, по которой проходит ток, и в самом теле энергии нет. (На вопрос, Бог ли это, учитель ответил). Электричество нельзя назвать электриком, и точно так же, и эту энергию нельзя назвать Богом. В неё входят и разум, и энергия. Таким образом, её можно назвать разумной энергией.
Что входит в нас, когда мы совершаем молитву? Разумная энергия. Она знает, в каком количестве входить, как действовать, что делать и когда. Даже если мы просим о каких-то вещах во время молитвы, они нам не гарантированы, но будет обеспечено именно то, что нужно. Вот что сказал Учитель C. V. V. И поскольку это разумная