стадию Патанджали называет самадхи. На этой стадии побуждающая причина (гуру) существует в переживании (ученике) лишь как просто переживание, а не как его переживание. Переживание чисто безлично, поскольку здесь нет личности. Достижение учеником этого плана — единственная цель гуру. Уровень переживания гуру действует подобно магниту, который тянет указатель ученика от объектных и полусубъектных уровней к чисто субъектному уровню переживания. Этот уровень ежедневно достигается всеми во сне, но указатель при этом тоже погружается, и потому переживания нет. Это единственная разница между сном и самадхи. Сон — это пассивная субъектность. Личность — это пассивная объектность. Переживание или самадхи — субъектность активная.
_________
* XIII.20, в оригинале 'пракрити и пуруша' — прим. пер.
В вышеупомянутом процессе усилия ученика должны начинаться на индивидуальном уровне. Никакие усилия никакого гуру на этой стадии ему не помогут. Индивидуум начинает усилия по милости природы, ведь это тоже закономерный шаг эволюции. К этому шагу индивидуума принуждают страдание и печаль, которые он сам навлёк на себя в результате своего ментального поведения. Поскольку его ум связан поведением материи, то он, пытаясь защитить себя и свою собственность, ведёт себя согласно жизненным позывам, что включает в себя аппетиты, животные половые инстинкты и животный гнев, сопровождаемые инстинктивной хитростью (без разума). Такое поведение приводит его к столкновениям с себе подобными и приносит то требуемое страдание, которое даёт ему стимул к освобождению от страдания. Ведя себя поначалу совершенно неправильно, он приходит к методу проб и ошибок. Последовательно касаясь разных образов жизни, он трогает верную струну благодаря закономерному ходу эволюции ума и материи. Это — первое посвящение, которое ставит человека на верный путь. Он ищет помощника, советчика и гуру. Конечно, этот поиск мотивирован желанием личных приобретений и преимуществ, но вкус утешения, лежащий на верном пути, указывает ему направление. Указатель движется от жизненно-ментальных планов к ментальному и буддхическому. Здесь употребляется определённое количество принуждения и силы, чтобы отвлечь ум от его предпочтений, от того, что ему нравится и не нравится, и направить его выше. На этой стадии ученик ищет прибежище в аскетизме хатха-йоги, твёрдом воздержании брахмачарьи, отказе от определённой пищи, мыслей и привычек. Иногда он прибегает к методам самоистязания, посту и самоосуждению, включая в это и своё окружение. С превеликими эмоциями и ожиданиями он встречает разных людей на физическом плане, считая их своими гуру. Но на этих начальных стадиях гуру встречают лишь на высших планах, а не на физическом. Истинные гуру далеки от эмоциональной суматохи, но едины с душами. Физически они могут работать среди тысяч людей, но живут они среди разумов своего собственного плана.
На следующем этапе ученик чувствует усталость от своих усилий и иногда теряет веру в ценность человеческой эволюции и человеческого существования. На этой стадии гуру пытается подхватить его путём процесса буддхического наведения. Он делает это незаметно для ученика. В прежние века гуру брали таких людей по одному и начинали вводить их во вкус высших планов. В наш век резко усилилась тяга человечества к эволюции и возникла необходимость во всё большем числе помощников. Произошло это по причине внезапного развития научных уровней мышления человека и необходимости более ускоренно исследовать сокровища природы, дабы пойти навстречу растущим запросам души. Поскольку согласно планетарному плану наука должна набрать ход, человеку был придан новый импульс, побудивший его двинуться в доселе неисследованные области эволюции (неисследованные в этом круге эволюции человека). Поэтому и духовность должна была набрать скорость. Для удовлетворения этой потребности Учителя прекратили прежнюю практику работы с индивидуальностями и приняли метод группового контакта и группового ученичества. Он подробно разъяснён в книге 'Ученичество в новом веке'. С этой целью учитель через команду работников действует на групповой ум всех истинных искателей. В результате перед психологией ученика открывается новый горизонт опыта, и постепенно он начинает обретать лёгкость, которая освобождает его от напряжения усилий. О личном поведении ученика при этом методе не очень сильно пекутся. 'Единство в том, что важно по сути, свобода в непринципиально важном и милосердие во всех мотивах' — так вот можно лучше объяснить этот процесс. По мере того, как