ученик через бессознательный контакт со своим гуру учится пребывать на чистом буддхическом плане, он пробует уровень переживания, и его низшие проводники автоматически теряют хватку, переставая держаться за своих привычки. Служением и жертвенным духом достигается вайрагья. Даяние приносит удовольствие, а захватнический инстинкт ослабляется. Значение времени изменяется. Зацикленность ума на программе достижения своих целей уступает дисциплинированному использованию времени и открывает путь к неограниченным возможностям помогать совершенствоваться остальным. Процесс целительства, воспитания или обучения будет обязательной частью курса завершения отсечения его планетной привязанности.
Несколько слов о действии планет на ученика прояснят это больше. Планеты здесь для того, чтобы стимулировать человека на языке его собственных привычек на всех планах. Они никогда не наводят в нём того, чего бы раньше не было в его собственной природе. На всех планах они льют свой свет на живых существ этой Земли. Положение сознания индивидуума на том или ином плане определяет его индивидуальную ответственность, и это считают действием планет на него. Верно было сказано, что 'планеты ставят человеку условия, но ни к чему его не побуждают'. Они лишь время от времени, проходя положения, в которых были планеты в момент его рождения, стимулируют семена его поведения. Ассоциации его прежней кармы стимулируют его физическую, жизненную и ментальную деятельность в некий образ действий. Для человека же достигшего чистого буддхического плана планеты действуют как указатели его будущего плана и помощники в его исполнении. Неизбежная судьба человека низшей природы — претвориться в свой собственный план в высшей природе. Медленно и постепенно ему даётся независимость в выполнении плана этой Земли и он получает право выбора. Когда же он, пребывая на чистом буддхическом плане, достигает отсечения планетной привязанности, говорят, что его прошлая карма исчерпана. Им больше не помыкает сила привычки, и он должен принимать решения. Для него уже нет ни рабства прошлого, ни неизбежности будущего. Ему нужно работать лишь с настоящим. Его физический, жизненный и ментальный проводники перестают быть для него препятствиями. Теперь они служат ему, как благочинные инструменты.
На этой стадии природа уже почти прекращает осуществлять план для индивидуумов, ибо назначение её эволюции для них исполнено. Человеку нужно принять инициативу на себя и прокладывать свой путь на план необусловленного переживания. На этой стадии многие люди ждут, что их прежняя карма поможет им, но напрасно. Нет уже кармы, которая может помочь им или помешать. Иногда бывает, что они ждут многие жизни, пока не получают от природы толчок. Они не осознают сразу, что их собственное решение и есть тот закон, который ими управляет. Тогда гуру берёт на себя труд, чтобы через проводник чистого буддхи дать этот толчок. Это открывает серию высших посвящений человеческого и солнечного уровней. С помощью гуру достигается самадхи, и скоро ученик 'входит в самадхи'. Для многих йогов это и есть цель их усилий, но на самом деле это не так. Нужно постепенно овладеть планом переживания, и ученик на нём снова должен создать добровольную предметность. Он должен спуститься, чтобы озарить светом своего блаженства все низшие проводники. 'Вхождение в самадхи' имеет место в головном центре, тогда как престол любви остаётся в сердечном центре, и у тех, кто пребывает в самадхи, 'чтобы никогда не вернуться', престол любви остаётся бездеятельным и пропадает зря. Вот главный секрет, который объясняют лишь те, кто следует раджа-йоге, и состоит он в том, что высшее достижение йога заключается в спуске из головного центра снова в сердечный и работе в качестве форпоста. Это требует жертвенного духа. Без жертвы нет совершенства йоги. Будда спустился, чтобы освободить массы. Христос спустился, чтобы искупить своих собратьев. В процессе восхождения человек становится одним из богов буддхического плана и Богом на плане переживания.* Нисходя же, этот Бог становится аватарой не только на буддхическом плане, но и на ментальном, жизненном и физическом. Если бы космический принцип не снизошёл на так называемый низший план, у космоса не было бы материи, чтобы творить миры. Подъём с уровня сознания муладхары до уровня сахасрары называется тантрическими гуру каулачара, а нисхождение тем же путём — самаячара. Они считаются двумя отдельными путями или школами мысли. Но великий Шанкарачарья в своём великолепном труде 'Саундарьялахари' показал, что эти два