пути — лишь две половины совершенной йоги. На плане блаженства человек есть дух. На буддхическом — он план (чертёж) вселенной. На ментальном плане он — движение, а на жизненном — жизнь. Наконец, он творец в миниатюре на всех планах. Творение космоса следует тому же порядку. Утверждение о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, имеет глубокое значение.
__________
* С этой идеей может быть связано много наваждения.
Ум — это врата между материей и разумом. Сознание колеблется на арене опыта между материальным и буддхическим планами. Потому материя и буддхи — это альфа и омега космического существования. Они — два состояния Вечной Сути, именуемой 'мулапракрити', и взаимно обратимы в своих реакциях. Мулапракрити постоянно осаждается в материю, а материя постоянно возносится в самый высший слой буддхи. Буддхи — это чистый разум, а материя — чистая предметность. Материя упорядочивается разумом, а разум находится в ножнах или в доме материи. Силу, необходимую для их взаимодействия, даёт прана этой Земли. Эта деятельность подразумевает движение, а движение — это ум. Движению требуется пространство, и потому космос функционирует в пространстве, или многомерной обители. Всякая такая единица, многомерно расширяющаяся, должна быть шаром. В понятиях работающего космоса единица пространства — это всегда совершенный шар.
Пространство существует в двух фазах — когда оно активно, это космос в действии, который можно сравнить с высиживаемым яйцом. В этом состоянии пространство называется акашей (все-сиянием). Пассивное пространство, которое спит вместе со своим содержимым, можно сравнить с яичной скорлупой, после того, как из неё вышел цыплёнок. На этой стадии (пралайа), оно называется вещественной неосязаемостью (авьякта). После паузы оно снова начинает обратный процесс оплодотворения, переходя в сияние вещественности как акаша. Весь этот процесс проходит в лоне продолжительности, которая есть ни что иное, как последовательность событий, идущих должным и издревле установленным образом. Эта последовательность известна как время. Движение всего этого процесса начинается с ума. Без ума нет события — ничего не происходит. Бытийность спящего пространства именно умом космического плана выводится на свет бытия. Затем он зачинает процесс становления. Этот космический ум называется Ману. Каждому солнцу и каждой планете оставляет он своё подобие. Ум возглавляет первый шаг, при котором пространство становится пространствами с их различными центрами, автоматически возникающими в качестве последовательных степеней самосознательности. Это рождение из пространства второго элемента, воздуха. 'Пространство расщепляется на пространства, или пространственные шары, и это есть рождение воздуха' — говорит древний манускрипт. У каждого круга есть свой геометрический центр, и у всех меньших кругов, начерченных внутри этого круга, тоже есть свои центры. Точно так же обстоит и с каждым шаром и малыми шарами, построенными внутри него. Вот почему у всякой единицы материи (атома, элементарной частицы, или чего-либо ещё) есть свой центр или ядро. У каждого атома материи жидкого или твёрдого состояний есть ядро, или функциональное сердце. Такие ядра — это семена солнечного принципа в потенциальных солнечных системах, называемых атомами. В силу потенциальных возможностей ума всякая единица пространства геометрически есть шар, в числовом смысле — ноль, а в жизненном — яйцо. Эта тройная потенциальность пространственной единицы была известна древним как 'трайи-видья' (тройственная мудрость). Она существует как три в одном, а медитируют на ней при помощи её символа, ОМ. Сказано, что ОМ состоит из трёх сил, А-У-М. В процессе раскрытия время предметно понимается как прошлое, настоящее и будущее. Вторичные действия мулапракрити также оказывываются троичными, и это анализ, синтез и равновесие. Они нисходят как активность, инертность и баланс. Действуя как создание, разрушение и существование, они образуют причинность праны и материи. На этой стадии они известны как три гуны (качества) пракрити — раджас, тамас и саттва соответственно. Брахма, творец, Шива, разрушитель (или вернее, поглотитель), и Вишну, владыка существования — это символы, созданные риши, составившими ведические и пуранические предания, чтобы объяснить эти три функции.
Вся вышеописанная деятельность происходит на поверхности космического ума, и после появления трёх гун космический ум содержится в них в качестве ума вселенского. Вселенная — это единица единства в разнообразии. Вся она в процессе