выдоха и вдоха выходит из сверхкосмического плана и уходит в него. Этот процесс называется космическим дыханием, и две его составляющие сохраняются и на уровне физических единиц материи. Жизненный план человека также содержит этот двоякий процесс, и отсюда необходимость процесса дыхания для живого существа. На санскрите дыхание мистически именуется 'со-хам'. 'Со' представляет вдох, а 'хам' — выдох. Термин 'со-хам' означает 'он есть я'. Это значит, что космический принцип сохраняется в качестве Я каждого живого существа. При каждом дыхании микрокосм сообщается с макрокосмом. Звуки 'С' и 'Х' образуют вдыхающую и выдыхающую силы Внутреннего Человека. 'С' символизируется шипящей змеёй (вдыхающей жизнь в ноздри человека). Выдох Бога есть вдох человека. Змей — это искуситель или то, что зачинает индивидуальное сознание как отдельную жизнь. Об этом двояком процессе образно говорится как о первой паре, матери и отце ребёнка — жизни. Они — Адити и Дакша Вед, Исида и Осирис египетских писаний. В начале появления всякого скопления солнечных шаров в виде галактик в пространстве, этот принцип выходит во внешнее проявление в виде созвездия Близнецов (Митхуна). Два великих солнца, известные как Кастор и Поллукс, открывают это конкретное звёздное скопление, прежде чем звёзды рапределятся сначала на десять, а потом и на двенадцать знаков или раси). Вот почему Учителя заявляют, что знак близнецов — старейший, и всё мироздание вместе с его иерархиями дэв и питри получило внешнее выражение через знак Близнецов. Теперь мы можем понять значение того, что Близнецов относят к триаде воздуха. Рождение воздуха из пространства происходит через принцип Близнецов. Близнецы создают пары, и первая из этих пар образована пространством и воздухом. В эмбрионе человека они стимулируют разделение двух лёгких от одного дыхательного горла, двух голосовых связок, позволяющих изречением овеществить слово человека, образование двух ноздрей в носу, двух ушей, отходящих от мозга, пары плеч и ног, отходящих от позвоночного столба и пары яичек от воспроизодительного центра. Этот принцип прославляется в Ведах как близнецовская сила Ашвинов. Ашвины управляют вратами между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, светом и тьмой, воздухом и пространством, и наконец, вселенной и космосом. Вся эта разноуровневая деятельность первого этапа проводится на поверхности ума. Вот почему деятельность человека также ведётся на основе его ума. Теперь мы можем лучше понять положение о том, что ум — врата между материей и разумом.
На солнечном плане ум работает в качестве посредника солнечного света. То, что мы видим как Солнце, есть лишь отражение внутреннего солнечного принципа в виде внешнего образа Солнца. Это отражение внутреннего принципа во внешнее сияние именуется лунным принципом. В действительности наше видимое Солнце — лишь луна Внутреннего Солнца. Для нашей Земли роль лунного принципа исполняет её спутник Луна, отражая солнечный свет и превращая его в лунный. Без этого спутника Земля не унаследовала бы ум, образовавший умы её детей. Космический ум осознаётся человеком через лучи Нептуна. Солнечный ум осознаётся через лучи Солнца, а индивидуальный ум ощущается через лучи нашего спутника, Луны.
Достаточно странно, что лучи Нептуна тоже воспринимаются земными существами именно через Луну. Вот почему Е. П. Блаватская высказывала мнение, что Луна — лишь подмена высшей планеты, действующая для непосвящённого человека как обманка. Духовное соответствие Луны — это Нептун. Если выражаться ведической терминологией, то Чандра — это наш спутник Луна, а Сома — высшая луна, или Нептун. Чандра стоит над индивидуальным умом и фазами его роста и убывания, то есть настроениями. Сома стоит над космическим умом, который есть ни что иное, как космическое сознание, или план переживания (опыта) человека. План опыта для человека — это план ума для космоса. Это лишь разные степени в раскрытии человеческого сознания, которое осуществляется путём практики йоги, когда ученик достигает состояния блаженства.
Индивидуальный ум человека — это необходимое ограничение, нужное для раскрытия в ходе эволюции. Без ума нет движения ни для атома, ни для индивидуальности. Ум вызывает движение на ментальном плане, благодаря чему разумы буддхического плана могут располагать атомы физического и жизненного тел человека. В процессе йогической медитации жизненное тело претерпевает различные изменения, что приводит к сравнительно лучшему расположению атомов на жизненном плане. Этот процесс был назван учителем C. V. V. проработкой