был силен в теософи-
ческих учениях. Так, я слышал, что Нирвана определяется как состоя-
ние в высшей степени напряженного движения, до того быстрого, что
оно кажется неподвижным, подобно пущенному волчку или крыльям летя-
щего колибри. Но Нирвана не для всех людей, по крайней мере, не для
всех современных людей.
Я упомянул о чудесах моего блаженного семидневного отдыха, но
я не могу описать их. Разве это возможно? Один великий поэт сказал
однажды, что нет мысли и нет чувства, которое не могло бы быть вы-
ражено словами. Может быть, он потерял свою уверенность теперь,
когда провел около 60-ти земных лет в этой стране чудес.
Когда я решил насладиться отдыхом, я приказал своей душе сох-
ранить все мои сновидения. Конечно, я не могу сказать, не усколь-
знуло ли которое-нибудь из них, как и вы, просыпаясь, не можете
сказать, все ли ночные переживания сохранились в вашей памяти. Но
когда я вернулся в нормальную жизнь этого мира, которую вы называете
астральной, я чувствовал себя как путешественник, возвратившийся из
дальнего странствия с запасом чудесных приключений, которые ему не
терпится рассказать. Но только я не рассказывал их никому. И кто бы
стал слушать эти грезы и видения?. Я не хочу надоедать никому, даже
и моим 'развоплощенным' сожителям. Будь тут Ляйонель, я позабавил
бы его моими рассказами; но он потерян для меня на время.
Кстати, в его случае почти совсем не было деваканического от-
дыха. Оттого ли, что перейдя сюда так рано, он не успел исчерпать
нормальный ритм? Возможно. Если бы он остался здесь до полного воз-
раста, он бы так же устремился к более глубокому внутреннему миру.
Но а не хочу рассуждать; это летопись переживаний; рассуждения я
предоставляю вам.
Я нашел в моем мире грез прекрасное, невыразимо прекрасное ли-
цо. Я не скажу вам чье, пусть это останется моей тайной. Несомнен-
но, и видел много лиц, но одно было всех прекрасней, и это не было
лицо Прекрасного Существа. Прекрасное Существо я вижу только тогда,
когда обладаю вполне ясным сознанием, когда я бодрствую. Я никогда
не видел его во сне, лишь его призрак проносился передо мной в сно-
видениях. В стране грез, о которой идет речь, мы видим лишь то, что
существует в нашем собственном сознании. Там нет вещей, только вос-
поминания о вещах, только изображения их.
Воображение творит в этом мире, как оно творит в вашем; оно
настоящим образом формирует из тончайшей субстанции; но в этой об-
ласти, которую и назвал 'высшей областью грез', я не думаю. чтобы
мы формировали из субстанции. Это мир световых и теневых картин,
слишком тонких, слишком неуловимых, чтобы можно было описать эту
волшебную игру света и тени. Словами этого не передашь. Разве вы
можете описать аромат цветов? Разве вы расскажете, как ощущается
поцелуй? И даже, если бы вы вздумали рассказать любую испытанную
эмоцию, например, страх - разве человек, никогда не испытывавший
страха,мог бы понять вас? Также и я не могу описать, как можно гре-
зить в этом духовном мире грез. Одно скажу: как бы вы ни наслажда-
лись, какими бы восторгами ни упивалось ваше сердце, пока вы все
еще в теле, - вы будете иметь лишь тень от тени того, что я испытал
за эти семь дней, отражение отражения той реальной мечты, которую я
пережил в этой волшебной стране грез. Отражение отражения! Мне нра-
вится это выражение. Оно делает верную картину, хотя и не передает
непосредственного впечатления. Попробуйте же грезить, и хотя вы еще
на земле, возможно, что вы уловите отражение от отражения невырази-
мых словами радостей духовного мира грез.
П и с ь м о 46.
ТОЛЬКО ПЕСНЬ
Хотите вы услышать другую песнь или гимн - называйте как хоти-
те - того удивительного ангела, которого мы называем 'Прекрасное
Существо'?
'Почему ты боишься спрашивать меня? Я великий разрешитель
вопросов.
Хотя мои ответы лишь символы, но ведь и сами слова только
символы.
Я давно не навещал тебя, ибо когда я с тобой, ты не можешь ду-
мать о другом, а тебе нужно думать о тех, которые прошли тот самый
путь, по которому идешь и ты.
Ты можешь снять образец своих путей с других, но ты не можешь
снять его с моих путей.
Я вношу свет в темноту, моего имени тебе ни к чему знать.
Имя есть ограничение, а я не хочу быть ограниченным.
В давно прошедшие времена Ангелов я отказался войти в образы
моего собственного творчества, я соглашался лишь