играть с ними.
Вот намек для тебя, если ты хочешь намеков.
Тот, который удерживается своими собственными созданиями,
становится рабом. Это одно из различий между мной и человеком.
Какой земной отец захочет отделаться от своих детей? Какая
земная мать пожелает этого?
А я! Я могу заставить розу расцвести - и затем оставить ее,
чтобы могли радоваться ею другие.
Моя радость была в творчестве. Мне было бы скучно
дожидаться, пока опадут все лепестки с моей розы.
Художник, способный забыть свои прежние создания, в состоянии
творить все более и более великие вещи.
Радость - в совершении, а не в удержании того, что уже
сделано.
Сделать и выпустить из рук, да, это магия богов.
Существуют человеческие расы, которым я открыл себя, они
обоготворяют меня.
Но тебе не нужно обоготворять меня, ибо я не требую
обоготворения.
Не значило бы это ограничивать себя собственными созданиями,
если бы я ожидал чего-нибудь от душ, к которым прикоснулась моя
красота?
Если бы ты знал магию этой свободы! Свободы творить и остав-
лять сотворенное!
Ты думаешь о магии удержания?
Да, есть магия и в удержании, пока удерживаемая вещь не до
ведена до совершенства.
Но когда она закончена, будет ли это поэма, или любовь, или
дитя, оставь её.
И тогда ты будешь снова свободен и можешь начать новое твор-
чество. В этом тайна вечной юности.
Никогда не гляди назад с сожалением; оглядывайся только для
того, чтобы узнать, что позади тебя.
Гляди всегда вперед; лишь когда человек перестает смотреть
вперед, становится он старым. Он водворяется на одном месте.
Я живу в каждом данном миге; это и значит жить в вечности.
Настоящее и будущее - товарищи моих игр; мы не можем играть,
когда углубляемся в прошлое.
Я же могу быть великим товарищем лишь в поисках радости
красоты'.
П и с ь м о 47.
ПРОПОВЕДЬ И ОБЕЩАНИЕ
За то, что я столько раз приходил к вам и рассказывал истории
для вашего развлечения, могу я на тот раз произнести проповедь?
Обещаю, что она не будет длинна.
Вы живете в стране, где острия церковных колоколен пронизывают
голубой воздух, и, если смотреть на них с той стороны облачного
покрова, острии эти похожи на поднятые пики нападающей армии - чем
они, в действительности, и являются, когда одолевают вас неистощи-
мыми проповедями. Заурядная проповедь состоит почти всегда из сове-
тов, и моя проповедь не будет в этом отношении оригинальнее других.
Я хочу дать вам совет, вам и всем тем, кто благодаря вам выслушает
мою проповедь.
Вы должны признать, что у меня были исключительные возможности
для подавания советов. По-настоящему, мне следовало бы указать вам,
с точки зрения серьезного и глубокомысленного - хотя бы и несовер-
шенного - наблюдателя, потусторонние последствия тех причин, кото-
рые приводятся в действие обитателями земли. Сказано, что причины и
последствия - равносильны и противоположны. Очень хорошо. Теперь я
хочу обратить ваше внимание на несколько иллюстраций этой аксиомы,
которые мне приходили на мысль в последнее время. Если мне придется
повторить одну или две вещи, которые я уже высказывал, это не важ-
но. Вы могли забыть их, могли не применить их к делу подготовления
своей души к будущей жизни по сю сторону 'пучины смерти'. Я упот-
ребляю это обросшее мхом выражение 'пучина смерти' потому, что пишу
проповедь, а не поэму, с церковной же кафедры почти всегда излива-
ется достаточно избитая риторика.
Проповедники напоминают вам почти каждое воскресенье, что вы
должны рано или поздно умереть. Но как вы понимаете это? Проникает-
ся ли ваше сознание тем фактом, что в любую минуту, завтра или че-
рез пятьдесят лет, вы можете внезапно очутиться вне этого тела, к
связующей силе которого вы так привыкли; что вы окажетесь - в оди-
ночестве или в сообществе - в чрезвычайно тонком к легком теле,
вначале трудно управляемом, без определенных средств общения с теми
друзьями и родными, которые находятся в той же самой комнате, вмес-
те с вами?
Можете вы себе представить такое состояние? Если нет, то про-
ведите эту идею через сознание, охватите ее обоими полушариями ва-
шего мозга, пригвоздите ее всей остротой вашего ума. Вы непременно
умрете.
Ради Бога, не пугайтесь! Я не имею в виду вас или какую-будь
определенную личность, которая должна умереть завтра или в будущем
году; но умереть