одиночество и независимость. Но вот, что странно:
по мере того, как моя ненависть ко всем жестокостям этой войны
становилась все сильнее и сильнее, я проникалась все большей и
большей любовью ко всем этим борющимся человеческим душам,
находящимся по обе стороны линии фронта, пока, наконец, не
стала воспринимать их всех, проливающих кровь на волях
сражений, как своих собственных друзей и братьев. Поистине,
любовь есть чудо, которое, соприкасаясь с жестокой прозой
жизни, возвышает её до уровня Божественного.
В третьем письме данной книги от 10 марта, 'Х.' говорит, что
силы добра уже одержали верх над силами зла, и что на Земле
скоро вновь воцарится мир, хотя он и не уточнял -- когда
именно. Еще до того, как было объявлено о гибели 'Лузитании',
но уже через час после того, как это действительно произошло,
он написал мне, что демоны, которых светлые силы иного мира
благополучно разогнали, вновь собрались с силами и вернулись,
чтобы отомстить, и что ему самому следовало бы догадаться,
что, повинуясь Закону ритма, они неизбежно должны были
восстановить свои силы и напасть снова.
В свете упомянутого Закона это письмо представляется мне
наиболее интересной частью всей книги. Оно поясняет часто
повторяемые в письмах слова о том, что даже Живые Усопшие не
могут знать всего, зная в то же время несравнимо больше живых,
поскольку обладают более совершенным видением и гораздо более
полной информацией.
По поводу этого повторного нападения Сил Тьмы интересно
заметить, что как раз перед тем письмом, в котором говорилось
о гибели 'Лузитании', 'Х.' описывал свою встречу с Мрачным
Существом.
Можно заметить, что все рассказы 'Х.' в данной книге
пронизывают две основные идеи: тайна Добра и Зла (Любви
и Ненависти) и братства людей.
Заглядывая в свою собственную душу, и выявляя в ней извечный
конфликт между добром и злом, человек может научиться защищать
себя как от внешнего зла, так и от зла, таящегося в нем самом.
Для того, чтобы нагляднее пояснить мне это, 'Х.' поделился
со мной некоторыми тайнами, еще не привлекшими к себе в
достаточной мере внимание обычного, среднего человека.
О существовании астрального мира, пронизывающего мир плотной
материи и выходящего далеко за пределы последнего, уже не раз
говорилось в теософической и иной литературе, и 'Х.' тоже
обращает внимание читателя на этот факт. Астральный мир
называют миром чувств и желаний, и человек может действовать
в этом мире, находясь в своем астральном теле (оно же --
чувственное тело, или тело желания), состоящем из особого
рода тонкой материи, неразличимой обычным зрением.
Астральный мир, в свою очередь, пронизан Миром мысли,
опять-таки выходящим далеко за пределы первого. И человек, как
утверждают, имеет, помимо астрального тела, еще и тело мысли
-- ментальное тело, с помощью которого он может поддерживать
контакт с Миром мысли и действовать в нем. И так далее --
уровень за уровнем -- человек приближается к бесформенному
универсальному состоянию, или, как еще говорят, -- к чистой
божественности.
Описываемые 'Х.' злобные астральные существа являются
постоянными обитателями астрального мира. Некоторые из них
вообще не имеют физических тел, необходимых для деятельности
в материальном мире. Прочие же представляют собой более или
менее независимые астральные сущности людей, которые во время
сна бродят по невидимому для наших глаз миру. Они принимали
самое активное участие в этой войне.
Говорят также об элементальных сущностях, относящихся к земле,
воздуху, огню или воде. Они развиваются в направлении отличном
от того, в котором развивается человек. Некоторые из них --
добрые, некоторые -- полны злобы. Об этих элементалах много
сказано в сочинениях Парацельса. Они тоже активно вмешивались
в ход войны.
Прочие, вышестоящие Существа, могут действовать на всех трех
уровнях: физическом, астральном и ментальном, а также в еще
более высоких Мирах, недоступных нашему пониманию. Если бы не
благотворная деятельность некоторых из Них, человечество давно
бы уничтожило себя само, или было бы уничтожено.
'Х.' говорит, что ненависть и страдания, порожденные великой
войной, превратили астральный мир в место мало приятное для
проживания. Описанное им место посмертных испытаний в точности
напоминает римско-католическое Чистилище. Видимо, Церковь и в
самом деле обладает большим знанием.
Добро и зло можно назвать противоположными и в то же время
взаимно дополняющими друг друга силами: первое действует в
гармонии с Законом