Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

ом этих двух систем и согласно действиям человека, перемещающего искры из одного мира в другой и соответственно меняющего, таким образом, управление.

После швират келим и падения 320 искр света с места Ацилут (над парса) – в место миров БЕ'А (под парса), поднялось обратно в Ацилут 288 искр (те, которые находились в первых девяти сфирот: 9 х 32 = 288) и подсоединились к системе чистых миров АБЕ'А, а в темной АБЕ'А остались, таким образом, 32 искры.

Но в таком состоянии система темной АБЕ'А не в состоянии нормально функционировать, поскольку нет источников наслаждения, а потому и нет стимула какого-либо движения у населяющих эти миры (включая и наш мир).

А теперь разберем точнее природу четырех сил, названных выше ангелами: Милосердие, Справедливость, Правда и Мир, использованных Творцом в создании человека, вернее, создании его души. Душа, как любой парцуф, состоит из десяти сфирот с внутренним светом и десяти сфирот с окружающим светом.

МИЛОСЕРДИЕ – соответствует внутреннему свету в девяти первых сфирот души.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это внутренний свет в малхут души.

ПРАВДА – это окружающий свет в девяти первых сфирот души.

МИР – окружающий свет в малхут души.

Мы уже говорили, что ор пними и ор макиф взаимообратны. Ор пними распространяется от Творца к творению в зависимости от наличия масаха у последнего и не входит в малхут ввиду запрета Ц'А. Ор макиф же окружает все миры, как и мир Бесконечности, и, как до Ц'А, светит в малхут. Кли, в которое светит ор пними, называется кли пними, а кли, в которое светит ор макиф, называется кли макиф или хицон (наружное).

Теперь понятно, почему Правда утверждала, что все в человеке ложь: ведь человек лишен кли хицон и потому лишен, соответственно, ор макиф, а без его воздействия не в состоянии получать свет от высших миров. А Милосердие и Справедливость были довольны строением души человека, так как ничто не мешало им заполнять имеющееся внутреннее кли души светом.

Сказано в Торе: «И были Адам и жена его оба обнаженные и не стыдились». Одежда, как нам уже известно, левуш – это кли хицон, и в отсутствии этого кли, как указывает Тора, и заключается причина греха Адама. Поскольку Адам был создан без кли хицон, ему заранее было уготовано согрешить.

Адам и Хава были созданы только с кли пними каждый, т.е. соединены только с системой светлых миров АБЕ'А, и потому не стыдились, т.е. не чувствовали недостатка, так как стыд – это чувство недостатка (неполноты, несовершенства).

Но как известно, чувство несовершенства – это первая причина, единственный стимул для исправления недостатка. Так больной, чувствующий болезнь, готов пройти любое лечение. Но если человек не чувствует, что болен, он всячески уклоняется от лечения.

И эта роль – внесения в ощущения человека чувства неполноты, несовершенства – лежит на кли хицон, так как оно пустое еще из мира Бесконечности, после Ц'А, и потому рождает ощущение пустоты, незаполненности наслаждением (светом) – в общем, вызывает страдания и потому вынуждает восполнить недостаток – принять ор макиф в это кли хицон.

Но у Адама и Хавы это кли отсутствовало, и потому они не были в состоянии выполнить программу творения. И это кли хицон смогли приобрести, лишь пройдя грехопадение, обман Змея.

В нас существуют два уровня анализа действительности:

1) Добро (хорошее) и Зло (плохое).

2) Правда и Ложь.

Руководствуясь ими, мы можем развить себя до возможности получения уготованного бесконечного наслаждения. Первый уровень анализа – телесный, т.е. действующий через ощущения «сладкое – горькое»: отторжение горького как плохого и приближение сладкого как хорошего. И этот уровень анализа достаточен для неживой, растительной и животной природы (и их частей в нас) в развитии их до желательного результата.

Но в человеке Творец создал дополнительную силу – разум, действующий по пути второго уровня анализа – отклонения от себя лжи, вплоть до ненависти к ней, и приближения к себе правды. Этот уровень анализа называется «правда – ложь» и действует в любом человеке в зависимости от степени его развития. Он приобретен человеком от Змея, так как по природе своей, как уже говорилось, у человека было лишь кли пними, и телесный уровень анализа «хорошо-плохо» («добро-зло») был ему совершенно достаточен.

Например, если бы вознаграждались праведники за добро, а грешники наказывались за зло на наших глазах, то духовная чистота называлась бы нами сладкое и хорошее, а клипа – плохое и горькое. И в таком случае свобода выбора сводилась бы к правилу: «Дам я вам сладкое и горькое – выбирайте же сладкое».

Тогда