творения и гордо наслаждаются Его близостью, а до рождения душа получает наслаждение лишь как подарок.
Отношения лицом друг к другу и спиной друг к другу Израиля и Творца соответствуют взаимной близости или отдалению. Творец дает силы выполнять заповеди и создавать духовные совершенства, как дал на горе Синай. Праведники исправляют творение от недостатков и грехов, и согласно этому Творец изливает изобилие на творения. Творец изливает изобилие, а Израиль подготавливает себя к его получению.
Таким образом, оба – и Творец, и Израиль – партнеры по исправлению творения. Сила, рождающая Израиль, соответствует во всех деталях управлению Творца, и от нее зависит все происходящее с Израилем.
Шхина (присутствие, явь Творца) – источник созданий и печется о них. Но прегрешения созданий отдаляют ее и, таким образом, уменьшают изобилие, изливаемое ею на творения. Малахим (ангелы) – посредники, посланцы выявления, раскрытия шхины. Храм – главное место яви Шхины, и это цель всех действий в нем.
Величие Творца раскрывается посредством единства творения, в этом была цель работы коэнов, и этим они притягивали свет во все миры. Работой праведников раскрывается единство Творца, и этим развивается и совершенствуется творение. Пропорционально сближению с Творцом, желает Он нашей работы, и согласно этому – плоды ее – исправление творения.
Два вида единения Израиля:
1) на основе Источника;
2) на основе работы, определяющей все направление.
Величина влияния света (изобилия) в субботу и будни, утром и в остальные часы дня зависит от силы связи Творца с нами, и в этом была также основная работа коэнов в Храме.
13. ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНСТВА. У нас есть возможность постичь абсолютно все, что необходимо для выяснения вопроса веры.
Цель существования Зла – ради Добра, привести к раскрытию Единства и уничтожению Зла. Предоставление Злу свободы действия даже над праведниками – для раскрытия Единства.
Праведники в страданиях раскрывают Единство, и потому оно – вознаграждение, а не подарок, и весь мир пользуется плодами их труда. Вблизи цели возможно состояние или изобилия или, наоборот, уменьшения Света – следствие тайных причин в Управлении.
У каждого есть своя часть в исправлении творения, согласно тайным причинам, и каждый, согласно этой части, получает вознаграждение. Удача – скрытое управление во имя конечной цели, однако вознаграждение в будущем – лишь согласно проделанной работе и выдержке в испытаниях.
Управление «наказанием-вознаграждением» или управление «удачей» периодически сменяют друг друга, и это увеличивает испытание веры. При приближении дней Машиаха действует в основном управление удачей, и кажется, что отсутствует Справедливость, и это – ради исправления творения.
Основа управления – во имя исправления, но оно невидимо, раскрыты лишь законы вознаграждения и наказания. Вознаграждение в будущем согласно исправлению, которое произвел каждый в течение всех кругооборотов души.
14. КРУГООБРАЩЕНИЕ ВРЕМЕН. Звезды властвуют над всеми творениями, родившимися под ними. Есть влияние звезд общее и частное. Духовный рост человека соответствует кругообращению времени в творении.
* * *
Давайте сделаем для примера один практический вывод из краткого пересказа содержания книги «Даат Твунот»:
Написано: «Нет никого, кроме Него», т.е. нет воли и силы в мире, кроме Творца. А все, что, как кажется человеку, отвергает утверждение, что все от Творца, – лишь потому, что таково Его желание в соответствии с принципом: «Левая (рука) отталкивает, а правая притягивает».
Это значит, что есть вещи в мире, специально созданные, чтобы свести человека с его пути. Ведь только такие толчки и приводят к ломке привычных понятий, к расщеплению цельного желания, установившегося взгляда на жизнь. И все это для того, чтобы вознуждался в Творце для истинного, вечного сближения с Ним.
Поскольку ситуации запутанности, растерянности, неустойчивости «давят» на человека, не может он более оставаться в привычном состоянии «ло ли шма», и только усилиями, отбросив разум и расчет, может спастись, победить все факты и препятствия на пути к вечному.
И только когда человек видит, что он не в состоянии выйти в духовный мир без усилия выше разума, вопреки утверждениям разума и чувствам сердца, то возникает в его сердце настоящее требование к Творцу. Поскольку окончательно убеждается, что нет у него другого пути – разве что Творец откроет ему глаза и сердце. И так нарочно задумал и уготовил ему Творец, чтобы приблизить к Истине.
И человек должен стараться постоянно стремиться к близости