с Творцом, чтобы его мысли были постоянно о Творце. Даже если он находится в самой плохой ситуации, самой низкой – также связать это с Творцом. То есть понять, что это Творец препятствует ему войти в духовный мир. Но не думать, что есть другая воля, могущая творить добро или зло, что якобы нечистые силы не дают ему возможности совершать добрые дела, затрудняют его путь к Творцу. Все делается Творцом!
...Рабби Шломо из Карлина путешествовал с одним из своих учеников. В дороге они остановились ненадолго в трактире, сели за стол, и рабби попросил, чтобы ему согрели медовый напиток – он любил пить теплый мед. Между тем в трактир вошли солдаты и крикнули им, чтобы они убирались вон. «Мед уже согрелся?» – спросил рабби трактирщика. В гневе ударили солдаты по столу и закричали: «Иди отсюда, или!...» – «Так он еще не готов?» – сказал рабби. Тот, кто был у солдат вожаком, выхватил саблю из ножен и приставил рабби к горлу. «Но только не нужно, чтобы он был слишком горяч», – сказал рабби Шломо. И солдаты ушли...
И как сказал Бааль Шем-Тов, кто говорит, что есть другие силы, кроме Творца, – как бы поклоняется другим богам. Даже если человек думает, что есть еще одна власть, даже его собственная. Например, считает, что вчера сам он не хотел идти по пути Творца – также ошибается и как бы не верит в единственность Создателя.
И потому когда человек совершает преступление, то не должен сожалеть о том, что он совершил его, а сожалеть о причине, по которой Творец отверг его, отдалил от Себя: ведь это Творец дал мысль и желание совершить проступок.
И так же, когда есть стремление к духовному возвышению и работе над собой, человек должен знать, что это оттого, что нашел он благоволение Творца. И потому Творец приближает его к себе, внушая ему соответствующие мысли и желания. И должен стремиться удерживать эти мысли и желания постоянно.
И так же сожаление, что Творец не привлекает его к Себе, не должно быть сожалением о себе, сожалением, что он удален и потому стал получателем, эгоистом, т.е. находящимся в удалении от Творца. Сожаление должно быть о том, что доставил огорчение Создателю. И это чувство огорчения у Творца неизмеримо сильнее, чем самое сильное, искреннее сожаление человека (как огорчение, доставляемое родителям от проступка сына).
И, когда чувствует радость от того, что удостоился обрести благоволение Творца, тоже должно быть это чувство не на свой счет, а должен радоваться тому, что удостоился порадовать своего Создателя.
РАМХАЛЬ. МЕСИЛАТ ЯШАРИМ
Рамхаль был велик не только в постижении духовных ступеней, но и в умении четко и методично изложить материал. На основе изречения из раздела Мишны «Поучения отцов» (Пиркей авот) построена его книга «Месилат яшарим» («Путь праведников»):
Тора ведет к появлению осмотрительности, осмотрительность – к быстроте, быстрота приводит к чистоте, чистота – к отрешенности, отрешенность приводит к очищению, очищение – к хасидут, хасидут – к ощущению ничтожности, ощущение ничтожности – к страху прегрешения и страх прегрешения – к святости.
Разберем по порядку эти десять ступеней духовного восхождения человека.
1. ТОРА – имеется в виду изучение Торы как обязанности для:
1) исправления человека;
2) выяснения цели существования человека – слияния по свойствам с Творцом.
2. ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ – в действиях, относительно запрещающих (ло таасэ) заповедей. Осмотрительность в речи, выборе круга общения, в правде и лжи, уважении к созданиям.
Достигается эта ступень в борьбе с привычками, из чего следует необходимость заранее обдумывать поступки. Постоянно искать настоящую правду и стремиться к ней, равно как избегать зла. Взвешивать поступки в соответствии с требованиями Торы. Постигается эта ступень полностью лишь на девятой ступени – боязни прегрешения.
3. БЫСТРОТА – в действиях, относительно позитивных (осэ) заповедей. Призывает действовать по заранее разработанному графику, приучиться к быстроте, как начать, так и закончить начатое. Как избегать зла, так же и стремиться к добру. Не делать себе поблажек. Для достижения быстроты необходимо возвышение цели.
4. ЧИСТОТА – в соединении второй и третьей ступеней. Очистить себя от всевозможных мнимых причин, из-за которых можно не выполнять или не полностью выполнять требуемое. Лень хороша лишь при погоне за наслаждениями. Создать себе некую грань, ограждение в поступках, менее которой не делать. Возлюбить добро и возненавидеть зло. Постоянно анализировать мысли и действия с максимальной точностью и беспристрастностью.
Дойти до этой ступени – обязанность каждого,