страдания. Как часто мы слышим восклицание: 'Что случилось?' Безмятежное существование. подобное жизни в Шангри-Ла, столь желанное многими, будучи осуществлено, покажется невыносимым. Не из-за давления, оказываемого покоем, а из-за не-способности большинства мозгов самостоятельно выработать достаточное для поддержания умственной деятельности количество мыслей.
Стресс сделался настолько нормальным, а посему удобным образом жизни, что стал необхо-димым для существования людей. Развился парадокс, когда люди постоянно бомбардируются стрессовыми ситуациями (к чему они, собственно говоря, и стремятся), а потом получают предупреждения умерить свое стремление. Эту последовательность можно сравнить с греш-ником, что грешит по будням, а в воскресенье идет в церковь. Сознательное стремление к снижению эмоционального стресса в обществе, что пестует поведенческий стресс, может привести лишь к накоплению разочарования.
Я немало написал о лицемерии рода человеческого. История и эмпирические доказательства доставят куда больше громких слов, чем я в состоянии сделать. Частью этого великого лице-мерия является разглагольствования человека, а в особенности, современного человека, о 'свободе' и человеческом достоинстве, тогда как в реальности его самоосознание поддержи-вается серией мазохистских маневров. Вот здесь дискомфорт становится таким обыденным, что начинает представлять собой комфорт, безопасность и веселье. Такова эволюция эустрес-са из ситуации, которая в других обстоятельствах была бы дискомфортной.
Вопиющие образчики такой трансформации наиболее часто встречаются в эротическом кон-тексте. На факторе удовольствие-боль построен весь базис садо-мазохистской деятельности. Что неизменно начинается как неприятные опыты, превращается в дальнейшем в страстно желаемое удовольствие. Это и есть обоснование феномена эустресса. Если ребенок получает недостаточное количество внимания, да и то лишь в виде наказания, он начинает добиваться наказания. Если он получает наказание от рук того, кто возбуждает его, то внимание. оказан-ное ему при наказании, стоит перенесенной боли.
Замените эту микрокосмическую ситуацию макрокосмической во взрослом мире, и без явной сексуальной подоплеки. Вот вам картина:
Человек чувствует себя ничтожным. Повсюду перенаселение и непризнание. Он должен чув-ствовать себя большой шишкой из-за своей покупательной способности или жетонного зва-ния, дарованного ему его компанией. Однако, по-прежнему он чувствует себя ничтожным. Он женится и обзаводится семьей, которой мог бы гордиться, если бы к нему предъявлялось меньше требований, которых он либо избегает, либо неспособен выполнить. Это заставляет его чувствовать себя ослом. Но он видит парня с телешоу, с которым он может отождествить себя. Он чувствует себя немного лучше, когда видит этого парня по телевизору или думает о нем. Однако, он по-прежнему чувствует себя ничтожеством, У него есть несколько героев, которых он видит на разных телешоу: выдающиеся спортсмены, крутой полицейский или ве-дущий вечернего ток-шоу. Их жизнями он замещает свою. Через свое 'яростное возмущение' он, сам того не ведая, путем замещения (и неосознанной идентификации) срывает свою злобу на своих друзьях, а также преступниках, которых он видит в новостях. Но, кем бы они ни бы-ли, - плохими или хорошими, добрыми или злыми, никем из этих людей он не является, На них обращают внимание. На него - нет. Он чувствует себя ничтожным. Что ж, если он чувст-вует себя ничтожеством, может быть это потому, что он им является.
Нет, он не тупее никого из тех, кто привлекает к себе все внимание. Шансы того, что некото-рые из них также запрограммированы как он, хотя и по-своему, очень велики. Но под про-жектором есть место только для определенного числа людей, он же остался в стороне.
Что же он делает? Какие у него есть альтернативы, чтобы ущипнуть себя и узнать, что он су-ществует? Он может попасть в неприятность, большую или маленькую, и привлечь внимание. Единственный недостаток заключается в том, что придется отвечать на множество вопросов и оказываться в ситуациях, с которыми труднее совладать, чем со своей апатией. Другой спо-соб - 'увлечься' чем-либо, чем угодно, что поглотит его чувства в достаточной степени, что-бы обозначить существование. Его собственных проблем явно недостаточно для постоянного заполнения разума. Они несерьезны для уровня потрясения мира. И всем, с кем он делится своими бедами, наплевать на них. Но если он загружает себя сведенными к общему знамена-телю кризисами местного, штатного, национального