сострадание и благотворительность, нацепив на лацкан знак Хорошего Малого. Человек не сможет сделать ни одного шага к своему дальнейшему обожествлению, пока не снимет с себя знак Хорошего Малого.
Настоящие спасители человечества - вовсе не те, кто вели показательные жизни, а те, кто по-зволили человеку почувствовать себя Праведником. Тем, что он натворил, в том числе и про-тив себя. Гитлер позволил несчетным миллионам людей чувствовать себя правыми. Любой намек на хорошие качества, обнаруженный у моральных врагов, кажется, лишает знак Хоро-шего Малого его блеска. Святые Хороших Малых чаще всего являются лишь победителями в соревнованиях по воздержанию. Исследователи восприятия и объективные знатоки человече-ской природы наглядно доказывают, что многие святые, известные нам из истории, тайком наслаждались прелестями жизни, предлагая в то же время другую картину для наивного и управляемого большинства. Леопольд фон Захер Мазох еще не написал 'Венеру в мехах', а набожных и мирских Северинов было хоть пруд пруди.
Дьявол, помимо того, что являлся лучшим другом Церкви за все время ее существования, также способен возлагать на человека мантию Доброты. В какой аллегории не выколдовы-вался бы Дьявол, он становится катализатором для тех, кто в нем более всего нуждается. Злым людям присуще быть лицемерами, выставляющими напоказ свой знак Хорошего Мало-го: без врага, что наслан на них, они не смогут сколь-нибудь убедительно предстать в качест-ве Хороших. Это говорится не для того, чтобы не позволить кому-то гневаться на несправед-ливость или высказываться против чего-либо, что нарушает его безопасность. Это первый закон, закон самосохранения. Но мы должны взвесить мотивы выбора врага. Наверное, ничто так не пугает, как угроза не иметь врага.
Если, испытывая боль, вызвать боль в другом месте тела, легко возомнить, что той, первой боли, вовсе и не было. Хороший Малый нуждается в плохом, чтобы облегчить боль от собст-венной ущербности. Вот почему его враг никогда не исчезнет, ибо, если так произойдет, это принесет великую внутреннюю боль. Без причины, которая отвлекала бы его разум от собст-венной никудышности, он просто потеряется.
Для простых и уставших людей, добившихся малого, либо вовсе ничего, почти не заботящих-ся о том, живы они или мертвы, враг просто необходим. Их ценность как человеческих су-ществ измеряется не тем, кто они или что они могут, но тем, против кого они! Парадоксаль-но, но это - лицемеры, которые избегают любых проявлений 'негативных' наклонностей. Их словарные запасы полны такими напыщенными терминами, как 'правдивость', 'благотвори-тельность', 'честность', 'духовность', 'равенство', 'гуманизм', 'мораль', 'этика,' 'оправда-ние', 'понимание', 'сочувствие' и т.д. до бесконечности. Некоторые из этих Хороших Ма-лых, наподобие парня, что хочет надеть штаны на собаку, до некоторой степени откровенны. Большинство же - нет. Моя цель, следовательно, - сделать обычно незаметных Хороших Ма-лых видимыми, как в случае с фрейдовской дамочкой со шкафом, полным сосисок. Когда са-моназначенные Хорошие Малые будут не только опознаваться, но и осмеиваться за хвастов-ство своими знаками отличия, человек сделает гигантский шаг к более правильной оценке человеческой личности.
Верховенствующая нужда верить во что-нибудь, во что угодно, была бесспорно объяснена психологами Мортимером Остоу и Бен-Ами Шарфштейном ('Необходимость веры', Нью-Йорк, Интернэшнл Юниверсити Пресс, 1954). Человеку не нужно верить в набор религиоз-ных принципов; если чья-то вера в кусок грязи достаточно питает этого человека, что ж, пре-красно. Если, однако, набор религиозных догм отягощен контрастами между 'добром' и 'злом', то следует обратиться к благочестивым потребностям. Те, кто желают добиться при-нятия так называемыми 'уважаемыми' людьми, должны быть Хорошими. Их самоправед-ность, однако, должна быть телеграфирована хитроумными путями. Недостаточно лишь при-ветствовать всех с радостными восклицанием: 'Привет, я-хороший-малый-так-что-вы-дол-жны-принять-меня', нужно еще и носить один из множества понятных знаков Хорошего Ма-лого.
Каждая группа равных по своему положению людей имеет свой собственный знак Хорошего Малого. По-настоящему заслуживающий его человек добивается права ношения этого знака через силу своей личности и заслуги. Остальные же пытаются завладеть им путем прицепле-ния его на себя. Психологи называют это 'отождествлением'. Человек либо утверждает свою личность через личный, либо коллективный феномен, часто называемый 'мотивацией'. Зна-менитости часто