На вопрос, что он нашел там, он ответит: «Там было так много жемчуга! Я собрал некоторые из жемчужин, но много жемчуга еще осталось там». Итак, в одном саду лежат отбросы и жемчуг, но в соответствии со своими образом мыслей и видением, каждый находит свое и рассказывает об этом.
Каждый находит себе подходящее место в соответствии со своими интересами. Так, например, вначале я жил в одной местности, а потом переселился в другую. Мои знакомые узнали название города, куда я переехал, но не смогли узнать моего адреса (это подобно тому, если вы, например, знаете, что кто-то живет в Мюнхене).
Они приехали в тот город, начали искать меня – и нашли! Когда я спросил: «Как вы могли найти меня в таком городе без адреса?» Они объяснили: «Мы же знали, что ты по привычке пойдешь в храм. Где бы ты ни жил, ты будешь посещать Гурдвар (храм сикхов). Итак, мы пришли в этот город и посетили два или три Гурдвара. В одном из храмов люди знали тебя и привели нас к твоему дому, и вот мы здесь».
Вы видите! Каждый, естественно, ищет место, к которому тянет его разум. Наш разум находит ошибки и недостатки. Если же он хорош, то он везде будет видеть хорошее. Пьяницу его друзья и родственники станут искать в пивной.
Мой Мастер рассказывал историю о короле, который приказал двум своим подданным составить список, причем одному – список злых людей города, а другому – добрых. Для этого им обоим была дана неделя. Они отправились в путь и вернулись через неделю, но листы их были пусты. Человека, который должен был зарегистрировать добрых людей, спросили: «Неужели ты не нашел в городе ни одного хорошего человека?» Он ответил: «Нет, нет, все были так ужасны! Не встретилось ни одного достойного». Затем другого спросили: «Неужели ты не смог найти в этом огромном городе ни одного плохого человека?» – «Нет, дорогой король, я не мог, все были лучше, чем я. Я был единственный недостойный человек во всей округе». И он внес в список свое собственное имя. «Если и есть кто-то негативный, то это я, видимо, поэтому я и должен был составить список, так как никого не мог найти, кто был бы хуже, меня. Я самый низкий».
На этом примере можно видеть, каков настрой разума у разных людей. Кабир сказал нечто подобное о себе: «Я самый ничтожный, самый ужасный, и если вообще существует какой-то плохой человек, то это я, все лучше меня». И далее он продолжал: «Я буду любить того, кто думает так же, как я. Только тот может рассчитывать на мои любовь и уважение, кто думает так же, кто развил в себе подобный образ мышления».
Святые никого не осуждают за его проступки, они видят самих себя и всех других душами. А души равны – принадлежат ли они злым людям, совершающим не-достойные дела, или Святым, так как души не затрагиваются кармой. Они стоят на такой высокой ступени, что не подвластны ее влиянию. Карма находится ниже и действует только на разум. Она доходит только до ментального уровня; разум может быть хорошим или плохим, чистым или нечистым, полным злых мыслей, при-вычек, грехов, – это всего лишь разум, который подвержен всему этому. Но душа стоит надо всем. Ее не затрагивают мирские воздействия, ни негативные, ни положительные. Она вечно находится в своей чистоте. Ее нельзя замарать, она всегда остается чистой. Святые видят в других людях тоже чистые души. Будете ли вы теперь называть других недостойными?
В жизни Кабира был поучительный пример.
За вором, забравшимся в чужой дом, гнались люди. Тогда он вбежал через открытую дверь в дом Кабира и попросил: «Спаси меня, пожалуйста. За мной погоня. Если меня поймают, то будут бить и мучить, так как я украл». Кабир дал ему убежище, впустил его в комнату, где спала его дочь, и закрыл дверь. Вскоре прибежали люди, гнавшиеся за вором: «Сюда вбежал вор, покажи нам, где он!» Кабир ответил: «Здесь нет вора, я ничего не знаю о нем». – «Но он пришел с этой стороны. Здесь только один дом открыт, не мог же он исчезнуть!» Кабир сказал: «Действительно, сюда вошел один человек, но это был мой зять. Он в спальне моей дочери, вы можете посмотреть». – «А больше здесь никого нет?» – спросили люди. Они поискали, открыли дверь спальни и увидели там девушку и мужчину, как им и сказал Кабир. «Это, должно быть, его зять», – подумали люди и ушли ни с чем.
Когда они оказались за дверью, вор был смущен и растерян, он хотел бы провалиться сквозь землю, если бы она разверзлась. Он воскликнул: «Я такой ужасный, я ничтожный вор! Я ворвался в дом этого человека и, вместо того чтобы выставить меня за дверь, он принял меня, укрыл и даже назвал своим зятем! Он защитил и спас