случае можно нарушить его отдых, но и тогда он неохотно вмешивается в человеческую жизнь'27.
Кроме Арт Тойон Ага существует еще семь великих божеств 'наверху' и множество богов поменьше. Но их небесное пребывание не обязательно предусматривает ураническую структуру. Кроме 'Белого Господа Создателя' (Урюнг Айы Тойон), живущего на четвертом небе, мы встречаем, например, 'Сладкую Мать Создательницу', 'Сладкую Госпожу Рождений' и 'Господа Земли' (Ан Алай Хотун). Бог охоты, Бай Баянай, живет как в восточной части неба, так и в полях и в лесах. Ему приносят в жертву черных волов, что указывает на его теллурическое (земное) происхождение28.
'Нижний бис' включает восемь великих богов во главе со 'Всемогущим Господом Бесконечности' (Улутуяр Улу Тойон) и бесчисленное количество 'злых духов'. Но Улу Тойон не злой: 'он только более близок к земле, дела которой его живо интересуют... Улу Тойон воплощает активное существование, полное страданий, стремлений, борьбы. Его следует искать на западе, в третьем небе. Но нельзя легкомысленно произносить его имя: когда он ставит стопу, земля дрожит и прогибается; сердце смертного разрывается от страха, если он осмелится посмотреть в лицо бога. Поэтому никто его не видел. Но он единственный из могущественных жителей неба, кто нисходит на человеческий уровень, где полно слез... Именно он дал людям огонь, сотворил шамана и научил его бороться с несчастьями... Он является творцом птиц, лесных животных и самих лесов'29. Улу Тойон не подчиняется Арт Тойон Аге, считая его равным себе30.
Весьма характерно, что некоторым из этих божеств 'снизу' приносятся в жертву белые или чалые животные: Кахтыр Кахтан Бурай Тойону, могущественному богу, который уступает только Улу Тойону, приносят в жертву сивого коня с белым лбом; 'Госпоже с белым жеребенком' жертвуется белый жеребенок; наконец, 'нижним' богам и духам приносятся в жертву чалые лошади с белыми ногами или белой головой или же серые в яблоках, и т.п.31 Разумеется, к 'нижним' духам причисляют также некоторых знаменитых шаманов. Самым известным является якутский 'князь шаманов'; он пребывает в западной части неба и принадлежит к семье Улу Тойона. 'Когда-то это был шаман с намского улуса, ботиюнского нослега, из рода Чаки... Ему приносят в жертву охотничью собаку стального цвета с белыми пятнами, белолобую'32.
Разбирая эти примеры, мы видим, как трудно провести четкую границу между богами 'ураническими' (небесными) и богами 'теллурическими' (земными), между религиозными силами, которые считаются 'добрыми', и другими, 'злыми'. Четко вырисовывается только тот факт, что Всевышний Небесный Бог является deus otiosus, праздным богом, и что в якутском пантеоне ситуация и иерархия неоднократно менялась, если даже не узурпировалась. Учитывая этот сложный и в то же время неопределенный 'дуализм', мы понимаем, как якутский шаман может одновременно 'служить' богам 'сверху' и 'снизу', — поскольку 'нижний бис' не всегда означает 'злых духов'. Разница между шаманами и другими жрецами – ('жертвователями') – имеет не ритуальную, а экстатическую природу: не тот факт, что шаман может или не может приносить ту или иную жертву, характеризует и определяет его уникальное положение в религиозном сообществе (включающем как жрецов, так и простых смертных), а особая природа его связей с божествами, как с 'верхними', так и с 'нижними'. Эти связи – мы еще убедимся в этом – носят 'свойский' и гораздо более 'предметный' характер, чем связи других жрецов или простых смертных, поскольку у шамана религиозные переживания всегда имеют экстатическую структуру, независимо от того, какое божество их вызвало.
То же разделение, только не так четко дифференцированное, как у бурятов, мы встречаем и у алтайских шаманов. Анохин33 говорит о 'белых шаманах' (ак кам) и 'черных шаманах' (кара кам). Радлов и Потапов не отмечают этой разницы: согласно их информации, один и тот же шаман может осуществлять путешествия как на Небо, так и в Ад. Но эти утверждения не противоречат друг другу: Анохин34 замечает, что существуют также 'черно-белые' шаманы, которые могут предпринимать оба вида путешествий; русский этнолог встретил шесть 'белых' шаманов, трех 'черных' и пять 'черно-белых'. Весьма вероятно, что Радлов и Потапов имели дело исключительно с шаманами последней категории.
Наряд 'белых шаманов' выглядит скромнее; кафтан (маниак) не обязателен, зато у них есть колпак из меха белого ягненка и другие знаки отличия35. Шаманки всегда 'черные', поскольку они никогда не предпринимают путешествий на Небо. Таким образом,