был сделать свой наряд: сегодня он покупает кожу у русских (Nioradze, Der Schamanismus, p. 62).
7. Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 302.
8. Shirokogorov, p. 302.
9. Ibid., p. 301.
10. Shirokogorov, p. 301, Harva, p. 499, etc.
11. Kai Donner, Ornements de la tete, p. 10.
12. Du chamanisme, p. 320.
13. См. Nioradze, fig. 16; Harva, op. cit., fig. 1. Ниже мы увидим, насколько цельную космологию выражает такой символ. О наряде якутского шамана см. также Schmidt, Der Ursprung, XI, p. 292-305 (согласно В. Н. Васильеву, Е. К. Пекарскому и М. А. Чаплицкой). О 'луне' и 'солнце' см. ibid., p.300-304.
14. Mikhailowski, p. 81. Pазумеется, двойная символика 'железа' и 'цепи' намного сложнее.
15. Mikhailowski, p. 81, согласно Припузову.
16. Op. cit., p. 320.
17. Sieroszewski, op. cit., p. 321. Значение и роль каждого из этих предметов станут понятными далее. Об эмегете см. E. Lot-Falck, A propos d'Atugan, p. 190.
18. О тунгусском наряде см. Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 288-297.
19. У бирарченов она называется табджан — 'boa constrictor' (Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 301). Поскольку эта змея не водится в северных регионах, то перед нами существенное доказательство влияния Средней Азии на сибирский шаманский комплекс.
20. Ibid., p. 290.
21. Pallas, Reise durch verschiedene Provinzen der russischen Reiches (3 vol., St.-Petersbourg, 1771-1776), t. III, p. 181-182. См. описание наряда другой бурятской шаманки из окрестностей Селенгинска, приведенное Й. Г. Гмелиным (J. G. Gmelin, Reise durch Sibirien von dem Jahr 1733 bis 1743, t. II, Gottingen, 1752, p. 11-13).
22. Агапитов и Хангалов, Материалы, p. 42-44; см. также Mikhailowski, p. 82; Nioradze, Der Schamanismus, p. 77; Schmidt, Der Ursprung, X, p. 424-432.
23. См. Агапитов и Хангалов, fig. 3, фиг. II.
24. Ср. A Description of Buriat Shamanism, p. 18, n. 19-20.
25. Ibid., p. 19, n. 23-24.
26. Материалы, с. 44.
27. О зеркале, колокольчиках и других магических предметах бурятского шамана см. также J. Partanen, A Description, n. 26.
28. Дальше на север змеиное значение этих ленточек постепенно исчезает, уступая место другой магико-религиозной системе ценностей. Так, например, некоторые остякские шаманы говорили Доннеру, что эти ленточки имеют те же свойства, что и волосы (Kai Donner, Ornements de la tete et de la chevelure, p. 12; ibid., p. 14, fig. 2, наряд остякского шамана с массой ленточек, спадающих до стоп; см. Harva, Die religiosen Vorstellungen, fig. 78). Якутские шаманы называют ленточки 'волосами' (Harva, p. 516). Мы являемся здесь свидетелями смещения значения, явления довольно частого в истории религий: магико-религиозное значение змей — значение, неизвестное некоторым сибирским народам, — заменено в предмете, который в других районах изображает 'змей', магико-религиозным значением 'волос', поскольку длинные волосы также обозначают большую магико-религиозную силу, сосредоточенную, как это и следовало ожидать, в чародеях (например, муни из Ригведы, X, 136, 7), царях (например, вавилонских), героях (Самсон) и т.д. Но свидетельство шамана, расспрошенного Кай Доннером, является, пожалуй, единственным.
29. Еще один пример изменения значения, поскольку лук и стрелы являются прежде всего символом магического полета и как таковые составляют часть оснастки шамана для восхождения на Небо.
30. Г. Н. Потанин, Очерки северо-западной Монголии, том. IV, с. 49-54; см. также Mikhailowski, p. 84; Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 595; W. Schmidt, Der Ursprung, IX, p. 254 sq. О наряде алтайских шаманов и абаканских татар (хакасов) см. Ibid., p. 251-257, 694-696.
31. Harva, op. cit., p. 505.
32. Harva, fig. 69-70 (по А. В. Анохину).
33. См. Nioradze, p. 70.
34. Любопытно, не является ли сосуществование двух сексуальных символов (см., например, Nioradze, fig. 32, по В. И. Анучину) в одном украшении отголоском ритуальной андрогинизации. См. также B. D. Shimkin, A Sketch of the Ket, or Yenisei Ostyak ('Ethnos', IV, 1939, p. 147-176), p. 161.
35. См. Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 296.
36. Ibid., p. 299.
37. В. Диошеги, Тунгусо-маньчжурское зеркало шамана, 'Acta orientalia hungarica', I, Budapest, 1951, p. 367. О зеркале тунгусских шаманов см. также Shirokogorov, op. cit., p. 278, 299 sq.
38. W. Heissig, Schamanen und Geisterbeschworer im Kuriye-Banner ('Folklore Studies', III, 1944, p. 39-72), p. 46.
39. Kai Donner, Les ornements de la tete, p. 11.
40. Kai Donner, La Siberie, p. 227.
41. Kai Donner, Les ornements,