Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 2)

по возвращении из небесного путешествия?.. Не идет ли речь на самом деле о старом шаманском обряде 'игры с огнем' (см. ниже)?

44. Sieroszewski, ibid., p. 332.

45. Ibid., p. 331.

46. Ibid., p. 332-333.

47. Ibid., p. 333. В данном случае мы имеем дело с явно гибридным жертвоприношением: символическое пожертвование сердца Небесному Существу и излияние крови 'низшим' силам (сьяадаи и др.). Подобный ритуал существует также у арауканских шаманов.

48. Harva, op. cit., p. 548.

49. Harva, op. cit., p. 549. См. другие описания якутского шаманского сеанса в J. G. Gmelin, Reise durch Sibirien, von dem Jahr 1733 bis 1734, t. II, Gottingen, 1752, p. 349 sq.; В. Л. Приклонский, О шаманстве у Якутов, 1886 г., 'Известия Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества', XVII, 1-2, Иркутск, 1886; Sieroszewski, Якуты, Санкт-Петербург, 1896; Jochelson, The Yakut, p. 120 (по Виташевскому). См. также дискуссию в W. Schmidt, Der Ursprung, XI, p. 322-329; ibid., p.329-332, о шаманском лечении бесплодия женщин.

50. Harva, op. cit., 550.

51. Harva, p. 551.

52. Harva, p. 552.

53. Harva, ibid.

54. Однако, как мы увидим ниже, никогда не исключительно: некоторые 'избранные' и 'привилегированные' после смерти возносятся на Небо.

55. J. G. Gmelin, Reise durch Sibirien, II, p. 44-46, 193-195 и т.д.; Mikhailowski, p. 64-65, 97, etc.; S.Shirokogorov, General Theory of Shamanism among the Tungus, 'Journal of the North-China Branch of the Royal Asiatic Society', vol. 54, Shanghai, 1923, p. 246-249); id., Northern Tunges Migrations in the Far East, ibid., vol. 57, 1926, p. 123-183; id., Versuch einer Erforschung der Grundlangen des Schamanentums bei den Tungusen, 'Baessler-Archiv', vol. 18, II, 1935, p. 41-96 — немецкий перевод статьи, опубликованной по-русски во Владивостоке в 1919 году. Особенно обширный материал собран в S.Shirokogorov, Psychomental Complex of Tungus. См. также W. Schmidt, Der Ursprung, X, p. 578-623.

56. Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 322 sq.

57. Ibid., p. 307.

58. Ibid., p. 306.

59. Мы видим здесь явную контаминацию с шаманским путешествием на Небо (примеры которого см. ниже), поскольку шесты, выходящие через дымовое отверстие, символизируют, как известно, axis mundi (Ось Мира), вдоль которой жертвы направляются в наивысшее Небо.

60. Еще одно свидетельство смешения с вознесением на Небо: прыжки вверх означают 'магический полет'.

61. Shirokogorov, p. 304.

62. Shirokogorov, p. 307.

63. Ibid.

64. Ibid., p. 308.

65. Ibid., p. 309.

66. Shirokogorov, p. 308.

67. См. также Owen Lattimore, Wulakai Tales from Manchuria ('Journal of American Folklore', vol. 46, 1933, p. 272-286), p. 273; A. Hultkrantz, The North American Indian Orpheus Tradition, Stockholm, 1957, p.191.

68. Shirokogorov, op. cit., p. 310-311.

69. Ibid., p. 325.

70. Ibid., p. 313.

71. Обычно их три: ibid., p. 134; I. Paulson, Die primitiven Seelenvorstellungen, p. 107 sq.

72. Shirokogorov, p. 318. Тунгусские шаманы практикуют также сосание: см. Mikhailowski, p. 97; Shirokogorov, op. cit., p. 313.

73. Согласно Яссеру (J. Yasser, Musical Moments in the Schamanistic Rites of the Siberian Pagan Tribes, 'Pro-Musica Quarterly', New York, march-june 1926, p. 4-15, цитировано в Schirokogorov, p. 327), тунгусские мелодии имеют китайское происхождение, что подтверждает гипотезу Широкогорова о сильных сино-ламаистских влияниях на тунгусский шаманизм. См. также H. H. Christensen, K. Gronbech, E. Emsheimer, The Music of the Mongols. Part I: Eastern Mongolia, Stockholm, 1943, p. 13-38, 69-100. О некоторых 'южных' комплексах у тунгусов см. также W. Koppers, Tungusen und Miao, 'Mitteilungen der Anthropologischen Gessellschaft in Wien', vol. 60, 1930, p. 306-319.

74. Shirokogorov, ibid., p. 364, 332.

75. Ibid., p. 365.

76. Ivan A. Lopatin, A Shamanistic Performance for a Sick Boy, 'Anthropos', vol. 41-44, 1946-1949, p.365-368; id., A Shamanistic Performance to Regain the Favour of the Spirit, ibid., vol. 35-36, 1940-1941, p. 352-355. См. также Bronislaw Pilsudski, Der Schamanismus bei den Ainu-Stammen von Sachalin, 'Globus', 1909, vol. 95, p. 72-78.

77. Waldemar I. Jochelson, The Yukaghir and Yukaghirized Tungus, p. 162 sq.

78. Jochelson, op. cit., p. 165.

79. Jochelson, p. 157.

80. Ibid., p. 140.

81. W. I. Jochelson, ibid., p. 160. (Те же представления о 'вечном возвращении' душ умерших существуют в Индонезии и в других странах мира.) Чтобы определить, кто из предков перевоплотился, юкагиры когда-то гадали на костях шаманов: