Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 2)

всегда идет о возвращении к мифическим началам, об упразднении времени и о соединении таким образом с чудесным моментом Сотворения.

Многие шаманские элементы сохранились также в больших мистических объединениях, известных под названием 'Религия Танцующих Духов'; они возникли еще в начале XIX века, но глубоко потрясли североамериканские племена только в конце столетия. Весьма вероятно, что христианство оказало влияние по крайней мере на некоторых из их 'пророков'79. Мессианское напряжение и ожидание неминуемого 'конца света', объявленного пророками и учителями 'Религии Танцующих Духов', легко включались в избитый и элементарный христианский опыт. Тем не менее сама структура этого важного народного мистического движения автохтонна; пророки достигали своих видений самым чистым, архаическим образом: они 'умирали' и возносились на Небеса, где небесная Женщина учила их, как следует вести себя перед 'Господином Жизни'80; откровения они получали в трансах, во время которых путешествовали по странам потустороннего мира, а по возвращении рассказывали о том, что видели; во время спонтанных трансов они резались ножами и прижигались, ничего не чувствуя,81 и т.д.

'Религия Танцующих Духов' предсказывала наступление всеобщего возрождения: тогда все индейцы, живые и мертвые, будут призваны к жизни на 'возрожденной земле'; в эту райскую землю они прилетят по воздуху благодаря магическим перьям82. Некоторые пророки — такие, как Джон Слокам, основатель движения 'трясущихся', — выступали против древней религии индейцев, особенно против знахарей. Но это не помешало шаманам присоединиться к этому движению: они находили в нем древнюю традицию восхождения на Небо и переживания мистического света; 'трясуны', как и шаманы, умели воскрешать умерших (см., например, случай воскрешения четырех человек83). Главный ритуал этой секты состоял в долгом лицезрении неба и непрерывном дрожании рук — элементарная техника, встречающаяся в еще более искаженных формах на древнем и современном Ближнем Востоке, и всегда в связи с 'шаманизирующей' средой. Другие пророки также критиковали магические практики и знахарей племени, но целью этих атак была скорее реформа и обновление; примером может служить пророк Шавано, который в возрасте около тридцати лет был вызван на Небо, где получил новое откровение от Владыки Жизни, которое дало ему возможность познать все прошлые и будущие события; неустанно критикуя шаманизм, он в то же время объявил, что обрел способность исцелять от всех болезней и отводить смерть даже в разгар битвы. Этот пророк считал себя, кроме того, воплощением Манабожо, первого 'Великого Демиурга' алгонкинов, и стремился реформировать Мидевивин84.

Но поразительная популярность 'Религии Танцующих Духов' объяснялась простотой ее мистической техники. Чтобы подготовить приход Спасителя рода, члены братства танцевали четыре или пять дней подряд и таким способом входили в трансы, во время которых видели умерших и разговаривали с ними. Танцевали в кругу у костра, пели, но без аккомпанемента бубна. Апостол утверждал новых жрецов, давая им во время танца орлиное перо. Достаточно было, чтобы он прикоснулся таким пером к танцору, и тот падал без сознания: долгое время он оставался в таком состоянии, в то время как его душа встречалась с мертвыми и разговаривала с ними. Не было недостатка ни в одном шаманском элементе: танцоры становились целителями, надевали 'ghost shirts' ('наряды духов') — ритуальные наряды с изображением звезд, мифологических существ и даже видений, достигаемых во время трансов85, украшали себя орлиными перьями, пользовались парильней86 и т.д. Отметим, что они танцевали — а танец является мистической техникой, которая, не будучи исключительно шаманской, играет, как мы видели, решающую роль в экстатической подготовке шамана.

Несомненно, 'Религия Танцующих Духов' выходит, причем во всех отношениях, за рамки шаманизма в строгом смысле. Например, отсутствие посвящения и традиционного тайного обучения в достаточной степени отличает ее от шаманизма. Но мы имеем здесь дело с коллективным религиозным опытом, кристаллизованным вокруг неизбежности 'конца света': сам источник этого опыта — связь с умершими — диктует тому, кто его достиг, упразднение настоящего мира и учреждение (пусть даже временное) некоей 'смеси' — когда завершается настоящий космический цикл и зарождается триумфальное восстановление нового, райского цикла. Поскольку мифические видения 'начала' и 'конца' Времен сравнимы — эсхатология, по крайней мере в некоторых аспектах, сходится с космогонией,