96 sq. (Ceram).
101. Scharer, Die Gottesidee, p. 35 sq.
102. Ibid., p. 37 sq.
103. Scharer, ibid., p. 34.
104. Scharer, ibid., p. 76 sq. и вклейки I-II.
105. Alfred Steinmann, Das kultische Schiff in Indonesien ('Jahrbuch fur prahistorische ethnographische Kunst', XIII-XIV, Berlin, 1939-1940, p. 149-205), p. 163; id., Eine Geisterschiffmalerei aus Sudborneo, 'Jahrbuch des Bernischen Historischen Museum in Bern', XXII, 1942, p. 107-112.
106. A. Steinmann, Das kultische Schiff, p. 163.
107. A. Steinmann, ibid., p. 163. В Японии мачта и дерево еще и сегодня считаются 'дорогой богов'; см. A. Slawik, Kultische Geheimbunde der Japaner und Germanen, p. 727-728, n. 10.
108. Steinmann, ibid., p. 189.
109. Но, как и следовало ожидать, многие умершие достигают Неба: E. M. Loeb, Sumatra, p. 75. О многообразии посмертных путей см. ниже, главу X, раздел ''Лодка умерших' и шаманская лодка'.
110. E. M. Loeb, Sumatra, p. 74-78.
111. Как мы уже неоднократно отмечали — и будем уточнять в дальнейшем, — это явление распространено во всем малайском мире. Ср., например, исламские влияния у тораджей: E. M. Loeb, Shaman and Seer, p. 61; сложные индийские влияния на малайцев: J. Cuisinier, Danses magiques de Kelantan, p.16, 90, 108 и т.д.; R. O. Windstedt, Shaman, Saiva and Sufi. A Study of the Evolution of Malay Magic, London, 1925, особенно p. 8 sq., 55 sq., et passim (исламские влияния, p. 28 sq., et passim); id., Indian Influence in the Malay World, 'Journal of the Royal Asiatic Society', III-IV, 1944, p. 186-196; Munsterberger, Ethnologische Studien, p. 83 sq., индийские влияния в Индонезии; индуистические влияния в Полинезии: E. S. С. Handy, Polynesian Religion, 'Berenice P. Bishop Museum Bulletin', 4, Honolulu, 1927, passim; Chadwick, The Growth of Literature, III, p. 303 sq.; W. E. Muhlmann, Arioi und Mamaia. Eine Ethnologische, religionssoziologische und historische Studie uber Kultbunde, Wiesbaden, 1955, p. 177 sq. (индусские и буддистские влияния в Полинезии). Не нужно, однако, забывать, что эти влияния преимущественно модифицировали только выражение магико-религиозной жизни; во всяком случае, они не создали больших мифо-космологических схем, которые интересуют нас в данной работе.
112. E. M. Loeb, Sumatra, p. 124.
113. E. M. Loeb, Sumatra, p. 150 sq. Автор замечает (p. 154) сходство между этим комплексом адской мифологии жителей Ниаса и идеями индийского народа нагов. Это сравнение можно расширить и на другие коренные народы Индии; речь идет об остатках того, что называется австроазиатской цивилизацией, к которой относятся доарийские и додравидские народы Индии и некоторые коренные народы Индокитая и Островной Индии. О некоторых характерных ее чертах см. Eliade, Joga, p. 340 sq.; Coedes, Les Etats hindouises, p. 23 sq.
Примечания к главе 9:
1. W. Thalbitzer, Parallels within the Culture of the Arctic Peoples, 'Annaes de XX Congresso International de Americanistas', vol. I, Rio de Janeiro, 1925, p. 283-287; Fr. Birket-Smith, Ueber die Herkunft der Eskimos und ihre Stellung in der zirkumpolaren Kulturenwicklung, 'Anthropos', vol. 25, 1930, p. 1-23; Paul Rivet, Los Origines del hombre americano, Mexico, 1943, p. 105. Были попытки даже найти лингвистическое родство между эскимосским языком и среднеазиатскими диалектами, см., например, Aurelien Sauvageot, Eskimo et Ouralien, 'Journal de la Societe des Americanistes', Nouvelle Serie, vol. XVI, Paris, 1924, p. 279-316, но эта гипотеза еще не получила признания специалистов.
2. Knud Rasmussen, Die Thulefahrt, Frankfurt, 1926, p. 145 sq. Шаманы как посредники между людьми и Силой [Sila] (Космократ, Господь Вселенной) особенно почитают этого Великого Бога, пытаясь войти с ним в контакт путем концентрации и медитации.
3. W. Thalbitzer, The Heathen Priests of East Greenland, p. 457; Knud Rasmussen, Intellectual Culture of the Iglulik Eskimos, p. 109; id., Intellektual Culture of the Copper Eskimos, p. 28 sq.; E. M. Weyer, The Eskimos, p. 422, 437 sq.
4. См., например, Knud Rasmussen, Intellectual Culture of the Iglulik Eskimos, p. 133 sq., 144 sq.
5. Считается, что душа больного отправляется в страны, богатые всякого рода сакральностью: великие космические страны ('Луна', 'Небо'), места, посещаемые умершими, источники жизни ('страна медведей', как у гренландских эскимосов, см. W. Thalbitzer, Les Magiciens esquimaux, p. 80 sq.).
6. Knud Rasmussen, The Netsilik Eskimos. Social Life and Spiritual Culture, 'Report of the Fifth Thule Expedition', VIII, 1-2, Kopenhague, 1931, p. 299