и у нее был ребенок, когда ее посетил дух-хранитель и она заболела. 'Я нашла шаманку, и Расуно (дух-покровитель) сказал ее устами: 'Я хочу на ней жениться; если она не согласится, то лишится рассудка'. Она и ее муж напрасно пытались противиться, принося покровителю жертвы. В итоге она была вынуждена согласиться и во сне познала искусство занятий шаманством. У нее было двое детей в подземном мире196.
В саорском шаманском сеансе шаманом овладевает дух покровителя или призванного бога и долго говорит его голосом. Именно этот дух, овладев шаманом или шаманкой, указывает причины болезни и сообщает, что следует предпринять (обычно это жертва или дары). 'Шаманство' в форме одержимости известно также в других провинциях Индии197.
'Бракосочетание с духом' шаманов саора кажется исключительным явлением у неарийских жителей Индии; во всяком случае, у него не коларийское происхождение. Таков один из выводов обширно документированного сравнительного исследования Рудольфа Рахманна198. Мы приведем здесь несколько заключений из этого важного труда.
1. 'Сверхъестественный' выбор будущего шамана является обязательным у саоров (саваров), бондов, бирхоров и байгов. У байгов, кхондов и бондов 'сверхъестественный' выбор обязателен даже в том случае, когда функция шамана является наследственной. У джуангов, бирхоров, ораонов и муриев у 'избранника' обычно проявляются характерные для шамана психические черты199.
2. Систематическое обучение будущих шаманов является обязательным у значительного количества племен (санталов, мундов, саоров, байгов, ораонов, бхилов и т.д.). Имеются неопровержимые доказательства существования церемонии посвящения у санталов, мундов, байгов, ораонов и бхилов, и можно считать, что такая церемония существует также у корку и малеров200 .
3. Шаманы имеют собственных духов-хранителей у санталов, саоров, корвов, бирхоров, бхуйя, байгов, ораонов, кхондов и малеров201. 'Поскольку о большинстве этих племен мы имеем не полные и не всегда ясные сведения, то можно смело допустить, что упомянутые нами особенности в действительности проявляются чаще и выразительнее, чем мы можем это зафиксировать на основании наших документов. Но даже представленный материал подтверждает общий вывод о том, что в магии и шаманизме северной и центральной Индии существуют следующие элементы: школы шаманов или, по крайней мере, некоторая систематическая подготовка кандидатов; посвящение; личный дух-покровитель; призвание, объявляемое духом или богом'202.
4. Среди используемых шаманами принадлежностей важнейшая роль принадлежит круглой корзине-решету: 'Решето является древнейшим элементом культуры мундских народов'203. Как сибирский шаман вызывает транс ударами в бубен, маги из северной и центральной Индии 'стараются достичь того же результата, сотрясая рис в решете'. Этим объясняется почти полное отсутствие бубна в шаманизме северной и центральной Индии. 'Решето выполняет ту же функцию'204.
5. Определенную роль в шаманских ритуалах некоторых народов играют лестницы. Баруа байгов 'воздвигает малый жертвенник, перед которым установлены два столба. Рядом с жертвенником могут также находиться: деревянная лестница, качели, шнур с железными иглами, железная цепь с остриями, доска с гвоздями и ботинки, пробитые острыми гвоздями. Во время транса баруа иногда взбирается по лестнице, не касаясь ее руками, и бичует себя упомянутыми орудиями. С верхушки лестницы или с доски, пробитой гвоздями, он отвечает на вопросы205. Шаманская лестница зафиксирована также у мохагхирских гондов206. Уильям Крук сообщает, что шаман дусадхов и джангаров (племена в восточной части бывшей Северо-Западной Провинции Индии) делает из лезвий деревянных мечей лестницу, 'на которую жрец должен взойти, ставя подошвы стоп на лезвия. Когда он доходит до верхушки, он отрезает голову белому петуху, привязанному к верхушке'207. У саоров 'кладется бамбуковый столб поперек крыши дома, в котором выполняется обряд. Элвин называет его 'небесной лестницей'. '...Шаманка растягивает перед столбом новую рогожу и помещает петуха на суку, торчащем из лестницы'208.
6. Рахманн справедливо считает изображением Мирового Древа 'земляной холмик с кустом священного базилика в усадьбе ойха у санталов или маранг деора у мундов. ...Ту же символику горы мира или шаманского дерева мы видим также в кусках глины в сочетании с железным змеем и тризубом в школе шаманов-змей у ораонов; в цилиндрическом камне, который используется во время пред-освящения (церемония перед посвящением) шаманов у санталов; во вращающейся скамейке