1603-1663). Один из свидетелей его левитации описывает ее следующим образом: '...вознесся в воздух и внутри собора летал, как птица, над алтарем Господа, где поцеловал дарохранительницу... Иногда также видели... как он летал над алтарем святого Франциска и Пресвятой Девы Гротеллоской...' В другой раз он взлетел на оливковое дерево 'и стоял полчаса на коленях на ветви, которая покачивалась, как будто на ней сидела птица'. Еще как-то раз он пролетел в экстазе на высоте около двух с половиной метров над землей к миндальному дереву, находившемуся в тридцати метрах65. Среди многочисленных примеров левитации или полетов святых и блаженных известен также случай сестры Марии из монастыря Распятого Иисуса, арабки-кармелитки: она поднималась очень высоко в воздух, на высоту верхушек деревьев монастырского сада в Вифлееме: 'но она начинала возноситься, придерживаясь за ветви, и никогда не летала свободно по воздуху'66.
Мост и 'трудный переход'
Шаманы, как и умершие, должны в своем путешествии в Преисподнюю перейти через мост. Как и смерть, экстаз означает 'перемену', которую миф образно представляет как 'опасный переход'. Мы уже рассмотрели значительное количество таких примеров. Намереваясь возвратиться к этой теме в отдельной работе, мы ограничимся здесь лишь краткими замечаниями. Символизм моста в загробный мир широко распространен и выходит за рамки мифологии шаманизма67. С одной стороны, этот символизм связан с мифом о мосте (или о дереве, лиане, etc.), соединявшем некогда Землю и Небо, благодаря чему люди без труда общались с богами; с другой стороны, существует также связь с символизмом посвящения, а именно с символом 'узкой двери' или 'парадоксального прохода', что мы покажем на нескольких примерах. Здесь мы имеем дело с мифологическим комплексом, главными элементами которого являются следующие положения: а) in illo tempore (во время оно), в райские времена человечества, Землю и Небо соединял мост68, и люди могли беспрепятственно проходить в ту и другую сторону, поскольку смерти не существовало; б) после того, как легкое сообщение между Землей и Небом было прервано, по мосту можно пройти только в качестве 'духа', то есть для этого необходимо умереть или впасть в экстаз; в) этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть; нужно противостоять демонам и чудовищам, пытающимся съесть душу; мост становится узким, как бритва, если по нему проходит безбожник и т.п.; только 'добрые', а особенно посвященные, без труда проходят через него (последние в какой-то мере знают дорогу — ведь они прошли через ритуальную смерть и воскрешение); г) некоторые избранные лица, например шаманы, могут проходить через этот мост еще при жизни, впав в состояние экстаза, или добившись этого 'силой', как некоторые герои, или же, наконец, 'парадоксально', благодаря 'мудрости' или посвящению69 (вскоре мы вернемся к этому 'парадоксу').
Существенно, что в ходе многих ритуалов 'мост' или 'лестницу' можно cимволически 'создавать', причем благодаря энергии самого ритуала. Эта идея обнаруживается, например, в символизме браминского жертвоприношения. Мы уже знаем, что веревка, соединяющая церемониальные березы, приготовленные для шаманского сеанса, называется именно 'мостом' и cимволизирует восхождение шамана на Небо. В некоторых японских посвящениях кандидаты должны построить 'мост' на семи стрелах и из семи досок70. Этот обряд следует сравнить с лестницами из ножей, по которым должны подниматься кандидаты во время посвящения в шаманы, и вообще с инициационными обрядами вознесения. Смысл всех этих обрядов 'опасного перехода' состоит в том, чтобы восстановить связь между Землей и Небом, которая существовала in illo tempore. В некотором смысле все обряды посвящения направлены на воссоздание 'перехода' в потусторонний мир и, таким образом, на устранение разрыва между уровнями, характеризующего состояние человека после 'падения'.
Жизненность символизма моста подтверждается и той ролью, которую он играет как в христианской и исламской апокалиптике, так и в традициях посвящения западного средневековья. В Видении апостола Павла предстает мост, 'узкий, как волос' и соединяющий наш мир с Раем71. Тот же образ мы встречаем и у арабских писателей и мистиков: мост 'уже волоса' соединяет Землю с астральными сферами и Раем72; подобным же образом и в христианских традициях грешники, не сумев по нему пройти, падают в Ад. Арабская терминология подчеркивает 'труднодоступный' характер моста или 'тропинки'73. Средневековые легенды