в тот же момент обе ведьмы упали с помоста со сломанными позвоночниками. Saga Sturlangs Starfsama (XII) рассказывает о том, как сражались два мага в облике собак, а затем орлов (ibid., p. 126).
12. Ellis, p. 128.
13. Ibid., p. 127. К шаманским атрибутам Одина Клосс (Alois Closs, Die Religion des Semnonenstammes, p.665, n. 62) относит, кроме того, двух волков, присвоенное ему имя 'Отца' (галдрс фадир = отец магии; Baldrs draumar, 3, 3), 'мотив опьянения' и Валькирий; см. Die Religion des Semnonenstammes ('Wiener Beitrage zur Kulturgeschichte und Linquistik', IV, 1936, p. 549-673), p. 665 sq., n. 62. N.K.Chadwick давно обратила внимание на то, что Валькирии — мифические творения, более близкие к 'оборотням', чем к небесным феям; см. Ellis, p. 77. Но все эти мотивы не обязательно являются 'шаманскими'. Валькирии — проводницы душ, иногда они играют роль 'небесных супруг' или 'жен-духов' сибирских шаманов; но мы видели, что последний комплекс выходит за рамки шаманизма и присутствует как в мифологии Женщины, так и в мифологии Смерти. О 'шаманизме' у древних германцев см. A. Closs, Die Religion der Germanen in ethnologischer Sicht ('Christus und die Religionen der Erde: Handbuch der Religionsgeschichte', Wien, 3 vol., 1951, II, p.267-366), p. 296 sq.; H. Kirchner, Ein archaologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus, p. 247, n. 25 (библиография); H. R. Ellis Davidson, Gods and Myths of Northern Europe, Harmondsworth-Baltimor, 1963, p. 141-149.
14. Balds draumar, v. 4 sq.; Ellis, p. 152.
15. Ibid., p. 154 sq.
16. Voluspa, v. 46; Ynglinga Saga, IV; Ellis, p. 156 sq.
17. Ellis, p. 105 sq., 108.
18. См. Thomas F. O'Rahilly, Early Irish History and Mythology, Dublin, 1946, p. 323 sq. См. также несколько библиографических ссылок о кельтском шаманизме в H. Kirchner, p. 247, n. 24.
19. См. тексты в Ellis, p. 109.
20. XXII sq.; Ellis, p. 74.
21. Ellis, p. 83.
22. Гермодр едет на коне по 'глубоким и мрачным долинам' девять ночей и проезжает через мост Гйаллар, вымощенный золотом; см. Ellis, p. 85, 171; Dumezil, Loki, Paris, 1948, p. 53.
23. См. G. Dumezil, La Saga de Hadingus, Saxo Grammaticus I, v-viii, etc. (Bibliotheque de l'Ecole des Hautes Etudes, Section des sciences religieuse, LXVI, Paris, 1953), passim.
24. Это 'Wutende Heer', мифический мотив, о котором см. Karl Meisen, Die Sagen vom Wutenden Heer und Wilden Jager, Munster, 1935; G. Dumezil, Mythes et Dieux, p. 79 sq.; Hofler, p. 154 sq.
25. Ellis, p. 172.
26. Можно сопоставить эту деталь, зафиксированную Саксом, с ритуалом погребения скандинавского вождя ('Rus'), свидетелем которого был арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в 921 году на Волге. Одна из рабынь, перед тем как ее убили, чтобы она могла последовать за своим господином, выполняла следующий обряд: мужчины трижды поднимали ее, чтобы она могла посмотреть поверх дверей, а она говорила, что она видит: первый раз — своего отца и мать; второй раз — всех родственников; наконец, третий раз — своего господина, 'восседающего в раю'. Затем ей дали курицу, голову которой рабыня отрезала и бросила на погребальный плот (вскоре превратившийся в ее собственный погребальный костер). См. тексты и библиографию в Ellis, p. 45 sq.
27. См. G. Dumezil, Mythes et Dieux, p. 79 sq.; id., Horace et les Curiaces (les mythes romains), Paris, 1942, p.11 sq.
28. Cм. G. Dumezil, Horace et les Curiaces; Stig Wikander, Der arische Mannerbund, Lund, 1938; G. Widengren, Hochgottglaube im alten Iran, Uppsala-Leipzig, 1938, p. 324 sq.
29. См. Dag Stromback, Sejd. Textstudier i nordisk relegeonhistoria, p. 33, 21 sq.; Arne Runeberg, Witches, Demons and Fertility Magic, p. 7. Стромбек считает, что сейд (сейдр) был заимствован древними германцами из лапландкого шаманизма (p. 110 sq., 121 sq.). Это мнение разделяет Петтерссон (Olof Pettersson); cм. Jabmek and Jabmeaime: a Comparative Study of the Dead and the Realm of the Dead in Lappish Religion, Lund, 1957, p. 168 sq.
30. Jan de Vries, Altgermanische Religionsgeschichte, 2 ed., I, p. 330 sq.
31. D. Stromback, p. 50 sq.; Runeberg, p. 9 sq.
32. Стромбек видит в сейдр шаманизм в строгом значении этого слова, cм. критика Ольмаркса (Ohlmarks, Studien zum Problem des Schamanismus, p. 310 sq.; id., Arktischer Schamanismus und altnordischen seidhr, 'Archiv fur Religionswissenschaft', XXXVI, 1939, p. 171-180). О следах нордического шаманизма см. также Carl-Martin Edsman, Aterspeglar Voluspa 2: 5-8 ett shamanistik ritual eller en keltisk aldersvers?, 'Arkiv for Nordisk Filologi',