принадлежащие к магии вообще и к различным мифологиям смерти.
69. IV, 71 sq.
70. IV, 75.
71. Karl Meuli, Scythica, p. 122 sq.; E. Rohde, Psyche, p. 277, n. I, уже заметил экстатическую роль конопли у скифов и массагетов.
72. Ibid., p. 124.
73. I, 105.
74. Scythica, p. 127 sq. Как замечает Мейли (ibid., p. 131, n. 3), W. R. Halliday уже в 1910 году предложил объяснение 'Энареев' магическим превращением сибирских шаманов в женщин. О другой интерпретации см. G. Dumezil, Les 'enarees' scythiques et la grossesse du Narte Hamyc, 'Latomus', V, Bruxelles, 1946, p. 249-255.
75. Cм. Georges Dumezil, Legendes sur les Nartes. Suivies de cinq notes mythologiques, Paris, 1930, и вообще его же 4 тома Jupiter, Mars, Quirinus, Paris, 1940-1948.
76. Robert Bleichsteiner, Rossweiche ('Wiener Beitrage zur Kulturgeschichte und Linguistik', IV, 1936, p. 413-495), p. 467 sq. У осетинов 'умерший, попрощавшись с родными, вскакивает на коня. Вскоре он встречает на своей дороге необычных стражей, которым должен дать несколько сухариков — тех самых, которые ему положили в могилу. Потом он подходит к реке, через которую вместо моста переброшена обычная балка... Под ногами праведного, или, точнее, правдивого, балка расширяется, укрепляется и превращается в настоящий мост...' (G. Dumezil, Legendes sur les Nartes, p. 220-221). 'Нет никакого сомнения, что данный 'мост' происходит из маздеизма, как и 'узкий мост' армян, 'мост как волос' грузин. Все эти балки, волосы и т.п. имеют свойство чудесно расширяться перед душой праведного и сужаться до толщины лезвия меча перед грешником (ibid., p. 202). Cм. также далее.
77. R. Bleichsteiner, Rossweihe, p. 470 sq. С этим следует сравнить функции индонезийских 'плакальщиц' (см. выше).
78. См. также W. Nolle, Iranisch-nordasiatische Beziehungen im Schamanismus, 'Jahrbuch des Museum fur Volkerkunde', XII, Leipzig, 1953, p. 86-90; H. W. Haussig, Theophylakts Exkurs uber die Scythischen Volker ('Byzantion', XXIII, Bruxelles, 1953, p. 275-462), p. 360, n. 313. О кочевниках-'шаманизаторах', достигших Европы под конец второго и в начале первого тысячелетия до н. э. см. F. Altheim, Romische Geschichte, 2 vol., Baden-Baden, 1951-1953, I, p. 37 sq.; H. Kirchner, Ein archaologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus, p. 248 sq. Статья A. Kollantz, Der Schamanismus der Awaren в 'Palaeologia', IV, 3-4, Osaka, 1955, p. 63-73 почти бесполезна из-за обилия в ней типографских ошибок.
79. См. N. Soderblom, La Vie future d'apres le mazdeisme, Paris, 1901, p. 92 sq.; H. S. Nyberg, Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdeennes ('Journal Asiatique', CCXIX, 1931, p. 1-134), II, p. 119 sq.; id., Die Religionen des alten Iran, Leipzig, 1938, p. 180 sq.
80. Dataistan-i-denik, 21, 3 sq..
81. Dinkart, IX, 20, 3.
82. Bundahishn, 12, 7.
83. Videvdat, 3, 7.
84. Bundahishn, 12, 8 sq.
85. О Вайу см. G. Widengren, Hochgottglaube im alten Iran, p. 188 sq.; Stig Wikander, Vayu. Textes und Untersuchungen zur indo-iranischen Religionsgeschichte, Uppsala, 1941, I; G. Dumezil, Tarpeia. Essai de philologie comparative indo-europeenne, Paris, 1947, p. 69 sq. Мы указываем эти три важные работы, чтобы предостеречь читателя относительно поверхностного характера нашего изложения; в действительности функция Вайу полна нюансов, и его характер намного более сложен.
86. Soderblom, p. 94 sq.
87. Gatha, 45, 10-11; 51, 13.
88. H. S. Nyberg, Die Religionen des alten Iran, p. 182 sq. Возле моста умерший встречает красивую девушку с двумя собаками (Videvdat, 19, 30) — индо-иранский инфернальный комплекс, существующий и в других регионах.
89. Ibid., p. 157, 161, 176, etc.
90. Ibid., p. 157.
91. М. Eliade, Traite, p. 319 sq.
92. См. в различной степени убедительные наблюдения: Otto Paul, Zur Geschichte der iranischen Religionen ('Archiv fur Religionswissenschaft', XXXVI, Leipzig, 1940, p. 215-234), p. 227 sq.; W. Wust, Bestand die zoroastrische Urgemeinde wirklich aus berufsmassigen Ekstatikern und schamaniesierenden Rinderhirten der Steppe?, ibid., p. 234-249; W. Henning, Zoroaster: Politician or Witch-Doctor?, London, 1951. Виденгрен (G. Widengren, Stand und Aufgaben der iranischen Religionsgeschichte, 'Numen', I, 1954, p. 26-83; II, 1955, p. 47-134, 2 part, p. 66 sq.) недавно предпринял анализ шаманских элементов в зороастризме. См. также J. Schmidt, Das Etymon des Persischen Schamane, 'Nyelvtudomanyi kozlemenyek', XLIV, Budapest, p. 470-474); J. de Menasce, Les Mysteres et la religion de l'Iran, 'Eranos Jahrbuch', XI, Zurich,