Sramana-Shaman: Etymology of the Word 'Shaman', 'Journal of the North-China Branch of the Royal Asiatic Society', LV, Shanghai, 1924, p. 110-130; см. также Shirokogorov, General Theory of Shamanism among the Tungus; Nothern Tungus Migrations in the Far East; Versuch einer Erforschung der Grundlagen des Schamanentum bei den Tungusen; Psychomental Complex of the Tungus, p. 268.
5. N. D. Mironov, S. W. Shirokogorov, Sramana-Shaman, p. 119 sq.; S. W. Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 279 sq. Тезис Широкогорова был принят также Поппом (N. N. Poppe), см. 'Asia Major', III, Leipzig, 1926, p. 138. На южное (китайско-буддийское) влияние на бурханов указывал также Харва (Harva, Die religiosen Vorstellungen der altaischer Volker, p. 381). См. также W. Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, X, p. 573; D. Schroder, Zur Religion der Tujen, последняя статья, p. 203 sq.
6. N. D. Mironov, S. W. Shirokogorov, Sramana-Shaman, p. 122; Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 281.
7. Sramana-Shaman, p. 125.
8. Ibid., p. 126; Psychomental Complex, p. 278: многие 'духи' тунгусских шаманов имеют буддистское происхождение. Их иконографические изображения на шаманских нарядах представляют собой 'точную репродукцию наряда буддистских жрецов'.
9. Sramana-Shaman, p. 127, 130, n. 52.
10. Psychomental Complex of the Tungus, p. 282.
11. W. Banak, Un Pays de l'Asie peu connu: le Tanna-Touva ('Internationales Archiv fur Ethnographie', XXIX, 1928, p. 1-16), p. 9.
12. Psychomental Complex, p. 282.
13. См. Gutorm Gjessing, Circumpolar Stone Age ('Acta Arctica', II, fasc. 2, Copenhague, 1944). См. также K. Jettmar, Urgeschichte Innerasiens, p. 150-161; p. S. Chard; An Outline of the Prehistory of Siberia. I: The Pre-metal Periods, 'Southwestern Journal of Anthropology', XIV, Albuquerque, 1958, p. 1-33; A. P. Okladnikow, Ancient Cultures and Cultural and Ethnic Relations on the Pacific Coast of north Asia, 'Proceedings of the 32nd International Congress of Americanists', 1956, Copenhague, 1958, p. 545-556, особенно p. 555.
14. См., например, A. M. Talgren, The Copper Idols from Galich and Their Relatives, 'Studia Orientalia', I, Helsinki, 1925, p. 312-341. О связях пратюрков с народами Ближнего Востока в IV тысячелетии см. W. Koppers, Urturkentum und Urindogermanentum, p. 488 sq. Согласно лингвистическим исследованиям Синора (S. Sinor, Ouralo-altaque-indo-europeen ('T'oung Pao', XXXVII, Leyde, 1944, p. 226-244), p. 244), первичную родину прототюрков следует поместить 'намного дальше на запад, чем это делалось до сих пор'. См. также K. Jettmar, The Karasuk Culture and Its South-eastern Affinities, 'Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities', n. 22, Stockholm, 1950, p. 83-126; id., The Altai before the Turcs; id., Urgeschichte Innerasiena, p. 154 sq. По мнению Вайды (L. Vajda, Zur phraseologischen Stellung des Schamanismus, p. 479), североазиатский шаманский комплекс является результатом взаимных влияний земледельческих культур юга и охотничьих традиций севера. Но шаманизм не характерен ни для первых, ни для вторых; он является плодом культурной интеграции, и он моложе своих компонентов. Североазиатский шаманизм уходит корнями не дальше, чем в бронзовый век. Как мы увидим ниже (см. прим. 24), праисторик Нарр (Karl J. Narr) считает, что он в состоянии доказать, что начало шаманизма в Северной Азии восходит к переходному периоду между ранним и поздним палеолитом.
15. Об иранских элементах в монгольском языке см. B. Laufer, Sino-Iranica, 'Field Museum of Natural History, Anthropological Series', XV, 3, Chicago, 1919, p. 572-576. Cм. O. Menchen-Helfen, Manichaeans in Siberia ('Semitic and Oriental Studies Presented to William Popper on the Occasion of His Seventy-Fifth Birthday, October 29, 1949', ed. E. J. Fischel, Berkeley & Los Angeles, 1951, p. 311-326), о согдийских наскальных памятниках IX века на юге Сибири. См. также P. Pelliot, Influence iranien en Asie centrale et en Extreme-Orient, 'Revue d'histoire et de litterature religieuse', Paris, 1912.
16. Kai Donner, La Siberie, p. 215-216.
17. См., например, F. B. Steiner, Skinboats and the Yakut 'Xayik', 'Ethnos', IV, 1939, p. 177-183.
18. В неопубликованном еще эссе, вратце пересказанном Шмидтом (W. Schmidt, Der Ursprung, III, p.334-338), Гас (A. Gahs) утверждает, что прототипом шаманского бубна в Центральной и Северной Азии был двойной тибетский бубен. Широкогоров (Psychomental Complex, p. 299) согласен с гипотезой Шмидта (Der Ursprung, III, p. 338), согласно которой круглый бубен с деревянной