оно также подобно отражению в зеркале. Это именуется “Великим Переносом”. Практикующий становится членом преемственной цепи тех, кто осуществил Великий Перенос, как первые двадцать четыре мастера цепи преемственности Дзогчен38. Он теперь принадлежит их содружеству. И когда он обретает тело подобное этому, нечистые глаза видят его как обычного человека, но он обладает телом света (отсюда “свободное рождение”). В его теле нет ничего материального. Оно может полностью исчезать или проходить через плотные стены и летать по воздуху. В качестве примера можно назвать Тапих-ритсу, который пойле обретения радужного тела мог принимать любую форму в любое время. В “Жанг Жунг Нъенгъю” рассказывается, как он явился одному богатому человеку в виде слуги. Этот богач был покровителем и благодетелем Нангджера Лопо, который медитировал неподалеку. Через некоторое время они поняли, что слуга являл собой эманацию, и Тапихритса начал обучать и богатого покровителя, и Нангджера Лопо, явившись в кристальной форме Дхармакайи.
В качестве другого примера можно привести Лунгбона Ланьена (лунг бон лха гньен), жившего в двенадцатом веке в провинции Цонг и на протяжении долгого времени молившегося о том, чтобы встретиться с Цеванг Ригдзином (тше дбанг риг'дзин). И однажды Цеванг Ригдзин явился ему и выразил согласие обучать его. Как видим, не один человек получил эти учения, включающие в себя Дзогпчен Намкха Трулдзо, цитируемый выше.
Практикующий может встретить обычного человека, разговаривать с ним и при этом исчезать и вновь появляться в любое время. В то же самое время он может также оказывать помощь существам всех шести сфер. Если связи уже установлены, практикующий может внедрять свой ум в ум ученика, таким образом изменяя его. Постепенно ученики сами будут выполнять практику и обретать собственные радужные тела. Это является первым результатом39.
Второй результат именуется “Обретением Свободного Входа”. Это значит, что если практикующий имеет телесную форму, не обладающую достаточной силой для оказания помощи существам, то, когда он видит свои пальцы, обрамленные светом, ему нет необходимости концентрироваться на них. Практикующий просто продолжает пребывать в состоянии единства. Вскоре после этого практикующий исчезнет полностью, и для него все также исчезнет. Существует лишь единство. Это носит название: “Все видения возвращаются к естественному состоянию”40.
И тогда практикующий исчезает и обретает радужное тело — и вместе с Буддами оказывает помощь существам до самого конца самсары. Объяснение этому дается в тексте “Сокровище Пустоты”, написанном Шардзой, где все это описывается очень подробно41.
Царицы четырех времен года поддерживают его
Имеется в виду, что все четыре опоры находятся у него под боком. Их описание дается в следующем тексте.
Цитата из “Текста о расплавленном золоте (гсер гъи жун ма)”: “Существует четыре опоры. Первая — это три неподвижные основы; вторая — три стабильности; третья подобна скреплению гвоздями трех квитанций и четвертая — это появление знаков освобождения и четырех удовлетворений”.
Первая опора — это три неподвижные основы. Во-первых, это означает сохранение максимально устойчивой позы тела, с тем чтобы все твои каналы и ветры достигли покоя. Во-вторых, необходимо не перемещать взгляд, что позволяет видениям развиваться быстрее. И в-третьих — удерживать ум в естественном состоянии, воздерживаясь от разговоров, что делает единство более устойчивым.
Вторая опора — это три стабильности. Первая стабильность состоит в том, что тело твое находится вне всякой активности; вторая — в том, что если ты пребываешь в покое, вне активности, то все твои ветры успокаиваются и сами собой освобождаются. Когда ветры успокаиваются, никакие мысли не тревожат ум. И в-третьих, если ветры не возбуждаются мыслями, все видения устойчивы и быстро достигают полного развития и завершения.
Третья опора подобна скреплению гвоздями трех квитанций. В это время знаки того, насколько интенсивно ты выполнял практику, подходят к трем вратам тела, речи и ума. На то, каковы твои достижения, указывают также твои сны. Первые знаки подходят к вратам тела. Ощущение будет подобно тому, как если посадить черепаху, неподвижную в своем панцире, на блюдо. Если ты проделаешь это с телом, каналы и ветры достигнут покоя — это естественная система. Бели Великое Совершенство не прекращает действие42, лампы устойчивы, будто закреплены гвоздями. Таким образом, если ты выполнишь это, то все действия тела будут освобождены, а без активности единство и осознавание становятся