Шардза Таши Гьялцен

Капли сердца Дхармакайи

посвящения: для четырех знаков тела — четыре посвящения основы; затем четыре посвящения пути; и, наконец, в уме своем он получил четыре посвящения плода. Это является знаком освобождения.

Определение степени достигнутого посредством снов

Достижения обретаются в соответствии с решимостью практикующего выполнять практику. Лучший практикующий прекращает все сновидения, он относится к ним с безразличием и не использует их для обучения. Сны просто освобождаются в ясном свете. И это является признаком того, что практикующий обретет радужное тело уже в этой жизни. Практикующий второго уровня способностей распознает видения во сне как сновидения и контролирует их; если он способен осуществить это, то освобождение будет достигнуто в промежуточном состоянии. Практикующий третьего уровня способностей добился прекращения всех негативных кар-мических причин и всегда видит хорошие сны. Он будет рожден в сферах магического порождения44.

Цитата из “Текста о расплавленном золоте”: “Практикующий получает посвящение в силу видений. Благодаря этому все видения вторичных причин становятся опорой для практики. Также он получает посвящение в силу тела. Посредством этого все материальные вещи исчезают, и остается лишь ясный свет. Получает он и посвящение в силу тайного ума и ветра. Через это все мысли освобождаются в естественном состоянии”.

Четыре удовлетворения. Первое удовлетворение состоит в том, чтб независимо от того, слышит практикующий учение Будд или нет, он не испытывает ни счастья, ни печали. Практикующий не ждет того, чтобы услышать либо увидеть Будду, ибо он полностью осознает, что Будда не находится где-то далеко от его состояния единства — он знает это. Второе удовлетворение состоит в том, что практикующий не испытывает ни желаний, ни сомнений. Третье удовлетворение состоит в том, что когда он видит, что в низших сферах существования столько страдания, он не боится этого. Он не мечтает и не молится о том, чтобы больше не рождаться, потому что естественное состояние было достигнуто в полной мере. И четвертое удовлетворение состоит в том, что практикующий никогда более не будет вращаться в колесе самсары. Ничего не осталось от его видений, что могло бы привести к новому рождению или страданию.

Все четыре слуги прислуживают ему

Имеются в виду четыре мудрости. Первая являет собой способность ясного различения (интеллект). Различные виды существования не смешиваются, поэтому все они ясно различаются.

Вторая мудрость — это знание о том, как вещи соотносятся между собой. Практикующий видит, как все существование связано с осознаванием.

Третья мудрость являет собой концепцию того, каким образом вещи освобождаются. Практикующий видит, что все виды существования освобождаются в естественном состоянии.

Четвертая именуется конечной природой вещей. Практикующий видит, что все сущее в полной мере уходит в чистое естественное состояние; ничего не существует вне пределов этой природы.

На этом завершаются сорок четыре метода практики Тхогей.

Все нечистые видения освобождаются в чистой природе. Практикующий достигает постоянного места, и нет никаких сомнений, что он уже никогда не покинет его.

^ ^ ^

Книга 4: ПРАКТИКИ ПХОВА И БАРДО

[Тибетский текст 46 б, сторока 6]

Третья категория основных учений для выполнения практики

Странник, пересекающий горы и сбившийся с пути, получает помощь в нахождении верного пути1

Эти учения имеют целью достижение освобождения во время бардо и предназначены для практикующего среднего уровня. Они делятся на три вида, а именно: учение для промежуточного состояния существования, указания, даваемые непосредственно перед моментом наступления смерти, и указания относительно пустоты.

Учения для промежуточного состояния

Все существа в пределах спонтанного существования обладают двумя видами алайи2. Например, пыль на зеркале собирается сама по себе, хотя никто ее намеренно не помещает туда. Точно так же, если ты не добился очищения всех грубых и тонких причин, то те кармические следы прошлого, которые ты накопил, становятся семенами для будущих кармических действий. Ты накопил множество причин и таким образом, не имея возможности выбирать, ты принимаешь рождение в шести сферах существования и переживаешь ощущения счастья, страдания и нейтральных эмоций. Эти следы обладают силой сделать это. Когда кармические следы смешиваются с сознанием, это именуется “заблуждающимся сознанием”.

Человеческие существа оказываются связанными пятью агрегатами3. Они ограничивают наши переживания, так что наша ограниченность становится