посадочный строй.
Это работа, причем это не самая приятная работа. Стрелка на указателе перегрузки остановилась на делении 4. Но момент, когда люди наблюдали эту часть своих Военно-Воздушных Сил и радовались за них, стоил того. Ведущий Эйбл Рэд закончил еще одну маленькую часть своей работы.
Это было давно. А сейчас, в Европе, наш строй находится не для проведения шоу, а ради ремесла сражений. Полет вчетвером легок и приятен, когда за тобой не наблюдают, и пилоты просто концентрируются на своих позициях, вместо того, чтобы отдавать всю свою энергию на бесполезное шоу. На высоте мы ждем отклонения от курса Ведущего и размыкаемся даже больше, чем при полетах тактическим строем.
Третий и Четвертый поднимаются вместе на тысячу футов выше Ведущего и Второго; каждый пилот скользит в свободно выбранной позиции, откуда хорошо просматривается пространство вокруг и самолет, за которым он следует. В тактическом строю и в воздушном бою на практике действия каждого строго разграничены; ведомый следит за ведущим, пилоты, находящиеся выше, следят за теми, кто ниже, ведущие выслеживают мишень.
Легко летать на большой высоте, где виден след инверсии самолета. Любой другой самолет, кроме наших четырех, — мишень. Во время войны, когда всё определено, они либо мишени, за которыми можно наблюдать, либо противники, которых можно проучить и иногда атаковать. «Иногда», потому что наши самолеты изначально не приспособлены для нападения на вражеские истребители и уничтожения их. Это работа для Р-1049, канадских Марк-Шестых10 и французских Мистеров11.
Наш Тандерстрик является самолетом класса воздух-земля и создан для того, чтобы поражать бомбами, ракетами и напалмом врага, когда он находится на земле. Мы атакуем вражеские самолеты лишь в том случае, когда они представляют собой легкую мишень: транспорты, низкоскоростные бомбардировщики, а также поршневые истребители12. Несправедливо и не по правилам атаковать только более слабого противника, но мы не чета новейшим вражеским самолетам, сконструированным специально для нападения на другие истребители.
Но мы, конечно же, изучаем воздушный бой на случай, если на нас нападут вражеские истребители. Если долгие часы тренировок позволят нам безопасно ускользнуть от более сильного противника, то они стоят того. А практика интересна. Вот и они. Два самолета F-84 далеко внизу. Они поднимаются вверх, словно караси, желающие поживиться у самой кромки воды. На высоте 30000 футов Ведущий вступает в игру. Верхних самолетов не видно.
Я — Динамит Четыре, и я наблюдаю за ними свысока. Всё происходит медленно. Повороты на большой высоте — широкие и плавные, потому что слишком крутые виражи и перегрузки заставят самолет потерять скорость в разреженном воздухе и я утрачу свое самое главное преимущество. Скорость необыкновенно важна в воздушном бою.
Куча книг переполнена правилами, но одно из самых главных это: НЕ ТЕРЯЙ СКОРОСТЬ. Передвигаясь стремительно, я могу обмануть противника. Я могу броситься на него сверху, держать его несколько мгновений в прицеле, выстрелить, а потом снова подняться, готовясь к следующей атаке. На низкой скорости я не смогу даже набрать высоту и буду дрейфовать как утка, которой обрезали крылья.
Я сообщаю о целях Третьему, в данный момент моему Ведущему, и оглядываюсь вокруг в поисках остальных. После того как первые вражеские самолеты замечены, ответственность за наблюдение и планирование атаки переходит к Ведущему. Я ищу другие самолеты и прикрываю своего Ведущего. Когда я на месте ведомого, в мои обязанности не входит поражать вражеские самолеты. Я должен защищать того, кто их поражает. Я поворачиваю вместе с Третьим, перемещаясь из стороны в сторону за его хвостом, наблюдая, наблюдая.
А вот и они. С верхнего уровня, с высоты «пять» появляются две точки и заходят нам в хвост. Я нажимаю кнопку микрофона. —Динамит Третий, цели на высоте «пять». Третий продолжает свой поворот, прикрывая Ведущего Динамита во время его атаки на вражеского Ведущего. Ловушка. — Наблюдай, — приказал он.
Я наблюдаю, извиваясь в своем кресле и касаясь шлемом верха кабины. Те двое рассчитывают на неожиданность, и только сейчас на большой скорости они могут вступить в игру. Я жду их, следя за тем, как они постепенно приближаются и начинают преследование. Это F84. Мы быстрее, и у них нет ни единого шанса.