двух дневных истребителей F-100D. В тот раз я был ведущим. Бо Бивен на своей машине шёл справа в двадцати футах от кончика моего крыла. Было ясное утро, я помню, и на крейсерской скорости мы летели в трехстах футах над землёй.
С моим радиокомпасом что-то случилось, и я наклонился проверить предохранитель и пощёлкать переключателем, чтобы посмотреть, подаст ли прибор хоть какие-то признаки жизни.
В тот момент, когда я решил, что дело в антенне и что мне вряд ли вообще следует в этом полёте рассчитывать на радионавигационные приборы, в наушниках послышался пробившийся невесть откуда голос Бивена. Это была не команда, и даже не предостережение. Он просто спокойно спросил:
— В твои планы входит столкновение с этой горкой?
В испуге я вскинул голову. Прямо передо мной возвышалась испещрённая расселинами небольшая гора. Коричневые скалы, песчаные осыпи, вьющиеся растения покачиваясь неслись на нас со скоростью в триста морских миль в час.
Бивен не произнес больше ни слова. Он не нарушил строй и не отвернул в сторону, продолжая лететь точно так же спокойно, как задал свой вопрос: Ну что ж, если твой выбор — лететь вперёд, будем лететь. И в скалах останется не одна воронка, а две.
Я потянул ручку на себя, недоумевая, откуда могла взяться эта горка. Она пронеслась в сотне футов под нами и скрылась из виду — загадочно безмолвная, как безнадёжно погасшая звезда.
Мне никогда не удастся забыть тот день, вернее, то, как самолёт Бивена не изменил направление полёта до тех пор, пока наши машины не сделали это вместе. Это был наш с ним последний полёт звеном.
Спустя месяц срок нашей мирной службы в ВВС истёк и мы, снова став гражданскими людьми, расстались, пообещав друг другу ещё когда-нибудь встретиться. Потому что все, кто летает, обязательно когда-нибудь встречаются.
Вернувшись домой, я тосковал по скоростным полётам ровно столько, сколько времени мне потребовалось на то, чтобы обнаружить — возможности авиационного спорта ничуть не хуже.
Я открывал для себя групповой пилотаж, воздушные гонки, посадки в чистом поле вдали от аэродромов и многое другое, что можно было делать на лёгких самолётах, способных пять раз подняться в воздух и приземлиться на расстоянии, необходимом для одного-единственного взлета F-100.
Летая, я думал о том, что Бо, наверное, делает такие же открытия, что он, как и я, продолжает летать.
Но он не летал. Он не просто уволился из ВВС, он пропал. И не просто занялся бизнесом, а умер мучительной смертью лётчика, отвернувшегося от искусства полёта.
Он медленно задыхался, бизнесмен в приличном синем костюме с галстуком наступил ему на горло, загнал в удушливый тупик заказов, ордеров и чеков, сумок для гольфа и стаканов с коктейлями.
Однажды, пролетая через Огайо, я встретился с ним и общался достаточно долго для того, чтобы понять: человек, владеющий теперь его телом — вовсе не он, не тот, кто летел в тот день со мной крыло к крылу прямо в склон горы.
У него хватило вежливости на то, чтобы вспомнить, как меня зовут, но разговор о самолётах не пробудил в нём ровным счетом никакого интереса.
Он только поинтересовался, почему я так странно на него смотрю. Он настаивал на том, что именно он и есть Бо Бивен, счастливый сотрудник компании, производящей стиральные машины и пластмассовые изделия.
— Стиральные машины — исключительно нужная вещь, — сообщил он мне, — ты и представить себе не можешь, насколько.
Мне показалось, что где-то в самой-самой глубине его глаз я заметил крохотный слабенький сигнал, который подавал мой друг, оказавшийся в ловушке. Но через мгновение, всё исчезло, скрытое маской. За столом с табличкой «Фрэнк Н. Бивен» сидел вполне респектабельный деловой человек.
Фрэнк!
Когда мы с ним летали, назвать Бо по имени «Фрэнк» означало в открытую заявить, что он вовсе тебе не друг. И теперь эта бестактная офисная крыса совершила ту же ошибку — он не имел ничего общего с человеком, которого обрёк внутри себя на заточение и смерть.
— Безусловно, я счастлив, — заявил он. — Конечно, приятно было полетать на сотках, но ведь, это не могло продолжаться вечно, правда ведь?
Я улетел, а Фрэнк Н. Бивен вернулся к работе за своим столом в офисе, и мы надолго расстались. Возможно тогда, в пустыне, Бо своим вопросом спас мне жизнь, но теперь, когда, пришла моя очередь спасти его, я не нашёл нужных слов.
Спустя десять лет после того, как мы уволились из ВВС, я получил письмо от