воздушных тормозов и убеждались в том, что буксирный трос сбрасывается нормально, он сказал:
— Это напоминает подготовку младенца к родам. Наверное, он чувствует себя точно так же, когда пристегивается к своему новому телу.
Начинается. Лучше бы он этого не говорил.
— Это не тело, — сказал я жёстко, но не грубо. — Видишь? Вот здесь написана дата выпуска. На заводской табличке указано: Швейцер 1-26, одноместный планер. Все другие планеры, которые готовятся к взлету, тоже Швейцеры, и мы с тобой находимся на соревнованиях.
Мы поднимаемся в воздух, чтобы победить, и, пожалуйста, не забывай об этом. Давай заниматься одним делом, если ты, конечно, не против.
Он не ответил. Он только попытался наклониться, натянув при этом стропы, легко и быстро пробежав пальцами по контрольным кнопкам, как пианист суетливо шевелит пальцами в последний момент перед началом концерта.
Буксирный самолёт Супер Каб подсоединился к тросу длиной несколько сотен футов, который, натянувшись, потащил нас на взлёт.
— Беспомощность. Нет ничего более беспомощного, чем планер на земле.
— Да, — сказал я. — Ты готов?
— Пошли.
Я выпустил интерцепторы, чтобы подать знак пилоту буксирного самолёта. Каб медленно пополз вперед, трос натянулся, и наш неуклюжий симпатичный Швейцер легко подался вперёд.
Буксир перешёл на полный газ и мы устремились… через несколько секунд заработали элероны, затем руль направления и, наконец, руль высоты. Я немного отвел ручку управления назад, и планер легко оторвался от взлётной полосы.
Мы полетели на высоте, всего лишь, несколько футов, чтобы облегчить взлёт Кабу. И вот мы уже летим, вокруг нас натужно свистит ветер, и все средства управления работают.
— Мы родились, — сказал он тихо. — Вот что значит родиться.
Без предупреждения он взял рычаги в свои руки, сделал несколько неуклюжих движений большими длинными крыльями, покачавшись из стороны в сторону, как дельфин, а затем снова настроился на нормальный полёт за буксирным самолётом.
Ему это неплохо удавалось — не блестяще, но не так уж и плохо. Он был обычным пилотом, я бы сказал. Обычным рядовым пилотом. Холм Хэррис уходил всё дальше вниз. Каб повернул над ним и продолжал набирать высоту.
Хотя мы уже были на достаточной высоте и могли отсоединиться от буксира уже через минуту после взлёта, но покорно продолжали лететь за ним, считая разумным использовать эту дополнительную помощь, пока она имеется в нашем распоряжении.
— Ты замечал когда-нибудь, — сказал он, — как сильно полёт на буксире напоминает взросление подрастающего ребенка? Пока ты привыкаешь жить, матушка-буксир летит впереди тебя, защищая тебя от нисходящих потоков и поднимая повыше. Полёт на планере во многом напоминает нашу жизнь, не так ли?
Я вздохнул. Он говорил совершенно не о том и совсем не уделял внимания соревнованию. Мы можем подлететь ближе к цели, если натянем трос влево, давая, тем самым, знак Кабу. Мы можем удержать его от столь быстрого подъёма, если будем тянуть вниз.
Подобные уловки могут прибавить лишние несколько сотен ярдов по направлению к цели, они могут оказаться, в конечном счёте, решающими. Но он не обращал внимания на всё, что я знал, он продолжал о своём.
— Ребенок может не задумываться об этом, если на него не оказывают давления, не заставляют принимать решение. Он бороздит небо жизни на буксире.
Ему не нужно беспокоиться, что он может уйти вниз или что следует самостоятельно искать возможность подняться вверх. Находясь на буксире, он находится, как бы ты сказал, в безопасности.
— Если ты сейчас возьмешь чуть-чуть влево… — сказал я.
— Но до тех пор, пока он находится на буксире, он не свободен — вот что следует учитывать.
Мне не терпелось сказать свое слово. Я хотел убедить его, что следует дать понять буксиру о необходимости немножко подтянуть нас в нужном направлении. Это не нарушение правил. Любой пилот сделал бы так же.
— Я бы поскорее освободился, — сказал он.
Прежде чем я смог остановить его, он потянул рычаг освобождения троса — БАЦ! — и мы свободно парим в небе. Шум высокоскоростного полёта на буксире сменился тихим скольжением планера.
— Не самый лучший вариант, — сказал я. — Ты мог бы набрать ещё двести футов, летя на буксире, если бы следовал за ним…
— Я хотел свободы, — сказал он, будто это могло быть оправданием.
К его чести, однако, он действительно повернул прямо к цели, повернувшись носом