вы называете ваше движение к осознанию мира. Любое событие, которое может произойти в пространстве-времени, происходит сейчас, сразу, — все одновременно.
Нет ни прошлого, ни будущего, только настоящеё, хотя, чтобы общаться, мы говорим на пространственно-временном языке.
Это как... — она умолкла, подыскивая сравнение, — ...как в арифметике. Как только её поймёшь, становится ясно, что все задачки уже решены.
Кубический корень из 6 известен, но нам потребуется то, что мы называем временем, несколько секунд, чтобы узнать, каким он всегда был и остаётся.
Кубический корень 8, равен 2, — подумал я, — а из 1, равен 1.
Кубический корень 6? Где-то 1.8? — И, конечно же, пока я прикидывал в уме, я понял, что ответ ждал меня задолго до того, как я задался этим вопросом.
— Любое событие? — переспросила Лесли. — Всё, что только возможно, уже случилось? Так будущего нет?
— Ни прошлого, — ответила Пай. — Ни времени. Моя практичная Лесли вышла из себя.
— Так зачем же мы вообще живём, перенося все испытания в этом... в этом выдуманном времени, если всё уже свершилось?
Тогда, зачем о чём-то беспокоиться?
— Дело не в том, что всё уже произошло, а в том, что у нас неограниченный выбор, — сказала Пай. — Сделанный нами выбор приводит нас к новым испытаниям, а преодоление их, помогает нам осознать, что мы вовсе не те беспомощные жалкие существа, которыми сами себе иногда кажемся.
Мы — безграничные выражения жизни, зеркала, отражающие дух.
— А где всё это происходит? — спросил я. — Может, на небе есть огромный склад, где на полках хранятся приключения и испытания на любой вкус?
— Склада нет. И места такого нет, хотя вы можете представить себе это в виде пространства. Как вы думаете, где это может быть?
Не зная ответа, я лишь покачал головой и повернулся к Лесли. Она тоже покачала головой.
Пай переспросила театральным голосом: «Так где?» Глядя нам в глаза, она показала рукой вниз.
Там внизу, под водой, на дне океана пересекались бесчисленные дороги.
— Эти узоры? — воскликнула Лесли. — Под водой? А-а! Это наш неограниченный выбор. Эти узоры показывают направления, которые мы можем выбрать! И те повороты, которые мы могли бы в своей жизни сделать, и уже сделали в...
— ...параллельных жизнях? — закончил я за неё, догадавшись, какой рисунок складывается из всей этой мозаики. — Альтернативные судьбы!
Мы изумленно уставились на бескрайние узоры, раскинувшиеся под нами.
— Набирая высоту, — продолжил я в приливе проницательности, — мы видим перспективу! Мы видим все возможные варианты выбора и его последствия. Но чем ниже мы летим, тем больше мы теряем понимание этой перспективы.
А когда мы приземляемся, то теряем из виду все остальные возможности выбора. Мы фокусируемся на деталях этого дня, часа или минуты и забываем обо всех других возможных судьбах.
— Какую дивную метафору вы придумали, чтобы понять, кто же вы такие на самом деле, — сказала Пай, — узоры на бескрайнем дне океана.
Вам приходится летать на своём гидросамолёте и садиться то там, то здесь, чтобы повидаться с самим собой из альтернативной жизни. Это лишь один из возможных творческих подходов, и он работает.
— Значит это море под нами — вовсе не море? — спросил я. И этих узоров там на самом деле нет?
— В пространстве-времени на самом деле ничего нет, — сказала она. — Эти узоры — всего лишь придуманное вами наглядное пособие. Так вам легче понять одновременность жизней.
Сравнение с полётом, потому что ты любишь летать. Когда вы приземляетесь, ваш гидросамолёт плывет над какой-то частью картины, вы становитесь наблюдателями, призраками входите в ваши альтернативные миры.
Вы можете научиться чему-нибудь у живущих там других аспектов нашего Я, даже не считая реальностью их жизненное окружение.
А когда вы узнаете то, чему вам надо было научиться, вы вспомните свой гидросамолёт, прибавите обороты двигателя, подниметесь в воздух и снова приобретёте перспективу.
— Мы сами создали эту... картину? — спросила Лесли. — В пространстве-времени столько же метафор, представляющих жизнь, сколько интересующих вас занятий, — ответила Пай. — Если вы бы увлекались фотографией, возможно, вы бы представили себе огромный фотообъектив.
Мы видим чётко только то, что находится в фокусе, остальное — размыто. Мы фокусируемся на одной жизни и думаем, что кроме неё ничего больше нет.
И все остальные стороны нас самих,