в некоторых гибких частях и суставах тела — в лодыжках, коленях, тазобедренных суставах, кистях, локтях, плечах и шее. Поскольку этот человек слишком требователен к себе, у него неминуемы сердечные приступы. Он также прекрасный кандидат на нервное истощение и депрессию.
Человек, который любит сравнивать себя с другими, часто бывает завистлив и ревнив. Очень важно осознать, что ни одно существо на планете Земля не может обладать всем тем, что есть у других, делать все, что делают другие, или быть в точности подобным кому-либо другому. Каждый действует в соответствии со своими способностями, возможностями и ограничениями. Вместо того чтобы завидовать человеку, насколько приятнее порадоваться за него! Но уж если ты кому-то завидуешь из-за того, что он обладает некоей вещью, которая, как ты считаешь, абсолютно необходима для твоего счастья, — тогда пойди к нему и попроси его совета, каким образом тебе тоже приобрести такую!
Ибо очень часто бывает так, что зависть длится до тех пор, пока не узнаешь, что завидовать-то особенно и нечему. И вот тогда спроси себя, гак ли уж нужна тебе эта вещь, так ли необходима для твоего счастья, научит ли она тебя больше любить. Видимость часто бывает обманчивой. Мы завидуем другим, а они, оказывается, завидуют нам, только по другому поводу! Сравнения основываются на видимости, но, когда выясняешь, что там скрыто за видимостью, иногда приходится сильно удивляться.
Если ты обнаружил, что стремишься к совершенству в сфере «делать» или «иметь», то очень важно дать себе право быть таким, каков ты есть в этот момент. Далее, признай и тот факт, что ты не можешь быть совершенным в материальном мире и что каждый из нас делает лучшее, на что он способен со своими знаниями в этот момент. Все мы находимся здесь для того, чтобы пережить весь свой опыт и чтобы познать себя через него, а не для того, чтобы выносить суждения и сравнивать свой опыт с опытом других. У тебя есть свой план жизни, и каждый опыт, который ты переживаешь, имеет свой смысл, точно также как и каждый опыт каждого другого человека. Сравнение между ними ничего хорошего не может дать.
Чтобы окончательно разобраться в этом, ты можешь, укладываясь спать сегодня вечером, вспомнить все, что произошло за день, задавая себе вопрос: «Сделал ли я сегодня все, на что способен?» Если ты чем-то недоволен, ты можешь сказать себе, что мог бы сделать это лучше, но сначала спроси себя: «Наилучшим ли образом я употребил мои знания в тот момент, когда это делал?» Когда мы продумываем ситуации после того, как они имели место, нетрудно бывает констатировать, что некоторые действия могли быть и лучшими; но именно так мы и учимся.
Именно благодаря нашим опытам мы можем сказать себе: «Вот и хорошо. Я теперь знаю, что это можно делать по-другому». Лучше учиться на своих делах, чем не признавать и не принимать результатов. Человеку свойственно ошибаться.
Не существует других способов обучения в физическом мире, кроме как переживать опыты и учиться на собственных ошибках.
Именно таким способом нужно идти вперед по жизни, а не застревать в ситуации из-за того, что ты слишком критически относишься к себе. Здесь на Земле ты лишь для того, чтобы учиться и чтобы принять себя безусловно; поэтому, если ты отказываешься что-то принимать, тебе придется впоследствии пережить и научиться принимать это. Блокировки на всех уровнях твоего бытия обусловлены неприятием. Вместо того чтобы сравнивать себя, ты можешь просто констатировать, что такая-то вещь оказалась такой-то, и тогда тебе намного легче будет дать и себе право быть таким, какой ты есть в данный момент.
В заключение этой главы выбери три сравнения на уровне «делать» — например, писать, работать, готовить, рисовать, причесываться, убирать дом, обедать и т. д. Затем выбери еще три на уровне «быть» — например, быть организованным, терпеливым, правдивым, красивым и др.
Наконец, дай себе время проанализировать ретроспективно то, что ты выбрал, сознавая свои пределы, способности и возможности. Признай, что ты наилучшим образом употребил свои знания — как и каждый из нас.
Глава 8. Принимать позицию жертвы.
Человек, кажущийся жертвой жизненных обстоятельств, на самом деле такой жертвой не является. Он делает из себя жертву, поскольку не находится в контакте со своей великой властью творить собственную жизнь; не находится он в контакте и с законами любви, которые гласят, что человеческое существо само по себе совершенно. Такая «жертва» чувствует себя беспомощной, потому что