свой опыт, не обвиняя, не оценивая и не судя никого.
Каждый раз, вынося какое-то суждение, мы тем самым отдаляем себя от приятия, от истинной любви, ибо любить — значит принимать события и людей такими, какие они есть. Это означает просто признавать, что такая-то ситуация проявилась таким-то образом, что такой-то человек ведет себя вот так. Принимать решение, что такой-то характер или такие-то поступки плохи, — это уже уровень интеллекта.
Процесс приятия есть понятие духовное и, следовательно, одним только интеллектом воспринят быть не может.
Все, что имеет отношение к духовному плану, тебе совершенно необходимо пережить и глубоко прочувствовать, постичь его смысл. Так ты обретешь уверенность. Нельзя в качестве инструмента познания использовать только интеллект, так как он никогда не успокоится и не затихнет: он беспрерывно требует проверок и доказательств на уровне материального мира.
Так как интеллект представляет собой в основном память, он не приспособлен к принятию новых понятий без их предварительного анализа. Но поскольку понятие новое, то он не в состоянии анализировать его быстро. Получается, что все новое необходимо подвергнуть эксперименту и прочувствовать, чтобы оно было принято интеллектом, а не зачислено в разряд бессмыслиц.
Принимать без суждения — это новое понятие, и, следовательно, его нелегко усвоить сразу. Возьмем для примера человека, который теряет контроль и испытывает сильный гнев на другого человека. Дать себе право пережить этот гнев означает быть способным наблюдать за собой все время, пока гнев длится.
Этот человек может наблюдать за своими физическими реакциями: высота тона и сила его голоса повышаются, лицо краснеет, дыхание учащается, в области солнечного сплетения ощущается давление и, наконец, все это заканчивается глубоким подавленным страхом. Если человек сумеет остаться на уровне наблюдения за собой (но не суждения о себе), его гнев не продлится и десяти секунд. Когда шквал пройдет, этот человек сможет констатировать, что только что пережил гнев, и даст себе право переживать гнев. Внутреннее смятение уляжется, и в итоге гнев окажется благотворным для него: через гнев он узнает, что в нем сидит страх.
То, что этот человек мог рассматривать как дурное поведение, оказалось в действительности плодотворным опытом для него. Но если его рассудок взял верх и если он обвинил и осудил себя за вспышку гнева или осудил другого человека за то, что тот разгневал его (причем эти обвинения могут возникнуть во время самой вспышки), — значит, этот человек не смог сохранить равновесие, а это чревато такими действиями и высказываниями, которые вовсе не входили в его истинные намерения. Когда гнев, таким образом, переходит в ярость, то фактически уже не этот человек управляет событиями: управляет его интеллект, который старается не дать ему права пережить этот опыт.
Как только ты замечаешь, что пользуешься прилагательными «хороший», «плохой», «правильный», «неправильный», «предполагаемый», «неожиданный», «нормальный», «ненормальный», — можешь быть уверен, что управление взял в руки твой интеллект, что он судит твое поведение, а ты позволяешь ему управлять тобой.
Когда возникнет такая ситуация, знай, что, как только ты берешься судить, в тебе появляется чувство отверженности. Твой интеллект отвергает ту часть тебя, которая желает пережить нужный ей опыт. Вообрази себе отца, который постоянно отвергает своего ребенка, повторяя ему, что тот не может ничего как следует сделать, ни на что не годен, отцовские глаза бы его не видели, от него одни неприятности, лучше бы его и не было совсем! А можешь ли ты теперь вообразить, что ожидает этого ребенка в будущем, тем более, если ему еще и оправдываться запретили?
Чтобы скомпенсировать чувство отверженности, ребенок будет еще более усиленно искать внимания отца, ибо знает в глубочайших тайниках души, что неприступность отца противоречит естественным законам. Скорее всего, этот ребенок станет беспокойным и неусидчивым, он будет добиваться внимания окружающих любыми средствами, в том числе и такими, которые им бывает очень трудно стерпеть. Почему? Потому что ребенок отвергнут, а это резко противоречит законам любви.
То же самое происходит и в нас. Мы создали в себе сотни, если не тысячи, частичек себя. Здесь можно найти малыша, которому страшно, малыша, который любит играть, творческого ребенка, шалунишку, ребенка, который хочет всему научиться и все знать, а также подростка, взрослого, маму, отца и многих, многих