Пауло Коэльо

Пятая гора

свои товары на площади.

Это казалось невероятным, но ассирийцы не отрезали путь через долину. Торговцы по-прежнему ездили через долину с товарами и платили городу пошлину за дороги.

— Почему ассирийцы не перекроют дорогу сейчас, когда им удалось собрать мощные силы? — поинтересовался Илия.

— Ассирии нужны товары, приходящие в порты Сидона и Тира, — ответил наместник. — Если возникнет угроза войны, купцы остановят торговлю. А это будет посерьезнее поражения в войне. Нужно что-то придумать, чтобы предотвратить войну.

— Да, — сказал Илия. — Если им нужна вода, мы можем продавать её.

Наместник ничего не сказал. Но он понял, что израильтянин может послужить для него орудием против тех, кто хочет войны. Илия поднялся на вершину Пятой Горы и бросил вызов богам.

Если жрец будет настаивать на войне с ассирийцами, единственный, кто сможет смело ему противостоять, это Илия. Наместник предложил Илии пройтись по городу и побеседовать.

11

Жрец по-прежнему стоял на крепостной стене, наблюдая за ассирийцами.

— А боги не могут остановить врага? — спросил военачальник.

— Я принес жертвы богам у Пятой Горы и попросил их послать нам более решительного правителя.

— Надо было действовать, как Иезавель: расправиться с пророками. Сегодня же наместник, слушая советы какого-то израильтянина, убеждает народ не воевать.

Военачальник бросил взгляд на гору.

— Мы можем подстроить убийство Илии, — ответил жрец, — Что касается наместника, тут мы ничего не можем сделать. Его отцы и деды властвуют уже несколько столетий. Его дед был нашим правителем, он передал власть богов своему сыну, а от него власть перешла нашему наместнику.

— Почему обычай запрещает нам поставить у власти более решительного человека? — Обычай существует для того, чтобы в мире царил незыблемый порядок. Если мы вмешаемся в ход вещей, жизнь на земле закончится.

Жрец посмотрел вокруг. Небо и земля, горы и долина — все они исполняют то, что им предначертано. Иногда земля сотрясается, а иногда, как сейчас, долго не выпадают дожди.

Но звезды по-прежнему светят в небе, а солнце не падает на головы людей. И всё потому, что со времён Потопа люди знают, что невозможно изменить закон Сотворения мира.

В далеком прошлом существовала только Пятая Гора. Люди и боги жили вместе, гуляли по райским кущам, беседовали и смеялись. Но люди согрешили, и боги изгнали их.

Поскольку отправить людей было некуда, боги создали вокруг горы землю, чтобы поселить их там, наблюдать за ними и всегда напоминать им, что они стоят на низшей ступени, по сравнению с обитателями Пятой Горы.

Но боги позаботились и о том, чтобы оставить дверь для возвращения в Рай открытой. Если человечество пойдет по правильному пути, то, в конце концов, оно сможет вернуться на вершину Горы.

А чтобы люди не забывали об этом, боги поручили жрецам и правителям постоянно рассказывать людям историю Сотворения мира.

Все народы верили, что, если лишить власти избранные богами семьи, последствия будут очень тяжелыми. Никто больше не вспоминал, почему избрали именно эти семьи, но все знали, что они в родстве с богами.

Акбар существовал сотни лет, и им всегда управляли предки нынешнего наместника. Много раз город подвергался завоеваниям, был во власти угнетателей и варваров, но всегда враг покидал город сам или был изгнан. И снова воцарялся прежний порядок, люди возвращались к обычной жизни.

Обязанностью жрецов было хранить этот порядок: всё в мире имело свое предназначение, миром правили законы.

Остались в прошлом те времена, когда человек пытался понять богов, теперь пришла пора почитать их и делать всё, что они хотят. Боги были капризны, и прогневить их было легко.

Если не совершались обряды сбора урожая, земля не давала плодов. Если забывали о каких-то жертвоприношениях, город поражали смертельные болезни. Если снова и снова призывали бога погоды, он мог сделать так, что ни люди, ни пшеница больше не росли.

— Посмотрите на Пятую Гору, — сказал жрец военачальнику. — С высоты горы боги управляют долиной и защищают нас. У них есть свой божественный план относительно Акбара. Чужеземец умрет или вернется на свою землю. Наместник однажды исчезнет, а его сын будет более мудрым, чем он. То, что мы сейчас переживаем, — преходяще.