отправиться в отель. Он был немного разочарован — девушка, появившаяся второй, проявила к Лиловому Посоху гораздо больше интереса, чем та, которая сейчас звала его с собой. Он надел пиджак, положил футляр в кожаную папку и сказал:
— Сейчас их опять выпускают — они вошли в моду у тех, кто ищет непривычных ощущений. Но вот этот экземпляр можно найти только в музее или у антикваров, да и то вряд ли.
Оставшись вдвоем, Милан и Мария переглянулись не без растерянности.
— Раньше видел такое?
— У этого субъекта — нет. Наверно, и в самом деле потянет очень прилично, но он может себе это позволить, потому что занимает видный пост в нефтяной компании. Я видел другие, современные.
— И что с ними делают?
— Засовывают себе... куда-нибудь и просят, чтобы женщина покрутила регулятор. Их бьет током.
— А сами они не могут?
— Могут, могут. Всё, что имеет отношение к сексу, можно делать в одиночку. Но люди, слава Богу, пока считают, что для этого дела необходим партнер.
А иначе, я бы разорился, а ты бы пошла торговать свежей зеленью. Да, кстати, твой особый клиент предупредил, что будет сегодня вечером. Так что, будь добра, никаких приглашений не принимай.
— Не приму. И от него — тоже. Дело в том, что я пришла, только чтобы попрощаться.
Милан, на первый взгляд, не оценил серьёзность удара.
— Художник?
— Нет. «Копакабана». Всему есть предел, и сегодня утром, когда смотрела на цветочные часы возле озера, поняла, что я — дошла.
— Какой ещё предел?
— Я накопила достаточно, чтобы купить в Бразилии ферму. Знаю, что могу заработать ещё, поработать ещё год, казалось бы — какая разница?
Но, я знаю какая. Если останусь, то никогда уже не вырвусь из этого капкана, который намертво держит и тебя, и твоих клиентов — всех этих менеджеров, охотников за талантами, директоров звукозаписывающих компаний — всех, кого я знавала, кому продавала своё время, которое теперь не выкупить обратно за всё золото мира.
Если задержусь ещё хоть на день — застряну на год, а застряну на год — не выберусь до гробовой доски.
Милан как-то неопределённо развёл руками, как бы показывая, что всё понял, со всем согласен, но сказать не может ничего, чтобы не смущать девиц, работающих на него.
Он был человек добродушный, и, хотя решение Марии не одобрил, но и убеждать еёе в том, что она поступает неправильно, не стал.
Она поблагодарила, заказала бокал шампанского — хватит с неё фруктовых коктейлей. Теперь она не на работе и может пить, сколько влезет. Милан на прощание велел, в случае чего, звонить и не стесняться — в «Копакабане» ей всегда будут рады.
Она попыталась расплатиться, но он остановил её: «Это — за счёт заведения». Возражать она не стала — заведению она отдала во много раз больше, чем стоит бокал шампанского.
Запись в дневнике Марии, сделанная по возвращении домой:
Я уж не помню, когда именно это было, но как-то в воскресенье я решила зайти в церковь на мессу. Пробыла там довольно долго и вдруг поняла, что зашла не туда — это был протестантский храм.
Хотела уйти, но пастор уже начал службу, и мне показалось, что будет неудобно, если я вдруг встану и выйду. Сам Бог остановил меня, потому что в тот день прозвучали слова, которые я должна была услышать.
Пастор говорил, примерно, так:
«У всех народов существует такая поговорка: «С глаз долой — из сердца вон». Я же, утверждаю, что нет ничего более ложного на свете. Чем дальше от глаз, тем ближе к сердцу.
Пребывая в изгнании и на чужбине, мы любовно лелеем в памяти любую малость, напоминающую об отчизне. Тоскуя в разлуке с тем, кого любим, в каждом прохожем на улице видим мы дорогие черты.
И наши Евангелия, и священные тексты всех религий написаны были на чужбине в попытке обрести понимание Бога и веры, приводящей народы в движение, осознать, почему бродят неприкаянные души по лицу земли.
Не знали наши предки, как и мы не знаем, чего ожидает от нас и жизней наших Высшая Сила, — и в этот-то миг сочиняются книги, пишутся картины, ибо не хотим мы и не можем позабыть о том, кто мы есть».
Когда он окончил проповедь, я подошла и поблагодарила его, сказав, что была чужой в чужой стране, а он напомнил мне, что врёт поговорка, с глаз долой не значит из сердца вон. И, прочувствовав это, я уезжаю.
* * *
Мария вытащила два чемодана из-под кровати, где они лежали в ожидании того дня, когда всё придёт к концу.