Когда он приходил к обеду, вместо того чтобы указать ему стул, на котором он должен сидеть, его самого просили выбрать место — родители заранее продумывали хотя бы пару вариантов, чтобы он имел возможность выбора.
Таким образом, привычная бездушная команда превращалась в исполненную любви просьбу сделать выбор.
В обоих случаях было очевидно, что стол накрыт и требуется только вполне определённое действие.
Ребёнок оказывался лицом к лицу с ситуацией, и вы могли воочию видеть, как он брал на себя ответственность и самостоятельно решал, какой стул его привлекает больше.
Мысль о том, чтобы не приходить обедать, вообще никогда не посещала его.
Я имела возможность наблюдать этого ребёнка и вечером, когда он, как все дети, становился усталым и раздражительным. С помощью строгих слов и соответствующих действий его твёрдо призывали к порядку.
С ним обращались корректно и уважительно, но он всё-таки старался любыми способами увильнуть и не шёл в свою комнату, стараясь, как и все дети, испытать границы дозволенного.
Естественно, за этим следовали дисциплинарные меры, после чего ему без крика давали вполне логичное объяснение.
Отличие от общепринятых методов было не столько в том, каким способом ребёнка призывали к порядку, сколько в том, как с ним обращались до и во время инцидента.
Ребёнок всегда чувствовал одно важное правило: «Мы ведём себя уважительно по отношению к тебе, и ты делай то же самое по отношению к нам».
И снова мы обращаемся к интервью с Нэнси Тэпп, которая ввела в обиход само понятие «Дети Индиго».
Совет родителям Детей Индиго
Нэнси Энн Тэпп, в интервью Джен Тоубер Нэнси:
— Что вы посоветуете родителям Детей Индиго?
— Побольше разговаривать с ними. Стараться принимать участие в событиях вместе с ними, не пытаясь отговориться: «Я занят». Если вы скажете: «Я занят и не приставай сейчас ко мне», — такой ребёнок выйдет на улицу и найдет себе занятие самостоятельно. Он поймёт, что вам просто нечего ему сказать.
— В таком случае, может быть, предоставить таким детям свободу выбора?
— Да, конечно, необходимо дать им возможность выбора. Но вначале вы должны «проговорить» с ними ситуацию. Например: «Когда я был в таком возрасте, как ты сейчас, я сделал то-то и произошло то-то. А как ты собираешься действовать в таком случае?»
И то, что они будут делать, приблизительно совпадает с тем, что предложили бы вы. (Моя дочь проделывала это со своим сыном, Колином, десятки раз.)
Вы можете сесть рядом и сказать: «Знаешь, у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь, потому что я измотана до предела. Так что, если ты толкнешь меня, я закричу.
Ты ведь не любишь, когда я ору, да я и сама терпеть не могу орать. Так вот предлагаю тебе: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, пойдем и съедим по мороженому». Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!
— Всё, что вы говорите, очень интересно, и мне кажется, что это очень ценные советы для родителей.
— Да, абсолютно верно. Но пока у нас слабо развиты коммуникативные навыки. А вот Дети Индиго обладают ими от рождения.
— Поэтому они и пытаются помочь нам развить их?
— Они хотят открыть нам глаза на это. Они действительно обладают огромной личной силой — таковы все Индиго.
Если вы запрёте их в комнате, они начнут рисовать на стенах. Они сдерут с пола ковер, испортят массу вещей.
Если у вас в доме вечеринка и вы рано уложите их спать, они не позволят вам посидеть спокойно, а сделают так, что все в доме будут знать об их существовании.
Вы не можете изолировать Индиго от общества без их согласия и заставить силой подчиниться вам.
И вообще, эти дети требуют, чтобы все члены семьи чувствовали себя равными, чтобы с ними считались. Всем своим поведением они будто говорят:
«Я член семьи, и я тоже имею право голоса».
Они заставляют нас выполнять данные им обещания.
Раздавать им приказы направо и налево — неэффективно. Это как раз то, с чем наша школьная система без конца терпит провалы, потому что основана на строгих правилах, не терпящих отклонений: «Не спрашивай, не говори».
Но эти дети задают вопросы и говорят. Они спрашивают: «Почему? Почему я должен это делать?» или утверждают: «Если я должен сделать это, я сделаю по-своему».
Эти дети не признают придуманных нами правил. Ибо они знают правила реального мира.
Они хотят, чтобы мы действительно были для них