Она — автор двенадцати методических разработок по вопросам обучения детей, их развитию, играм и творчеству. Она проводит семинары для родителей, учителей, библиотекарей, психотерапевтов и медицинских работников.
Обращайтесь к детям с убедительными
и конструктивными предложениями
Джудит Спитлер Мак-Ки, доктор педагогических наук:
Все дети требуют большой заботы и постоянного участия, внимания, времени, поощрения и мудрого руководства со стороны взрослых.
В общем и целом тон общения между взрослым и ребёнком должен быть эмоционально тёплым, любящим и поощрительным, а также доступным пониманию ребёнка.
Вербальные и невербальные послания к нашим детям должны быть наполнены приветливостью и радостью, отражая наше отношение к ним как к долгожданным и нежно любимым гостям в нашей жизни.
Взрослые нередко чувствуют, действуют и разговаривают с детьми так, как будто совсем не рады им и уверены в том, что они плохие, что они — тяжкое бремя и источник сплошных неприятностей.
Неприветливые, унылые, а порой и резкие слова наносят огромный ущерб детям в процессе их роста, учебы, развития творческих способностей и психологических навыков общения.
Ведь дети смотрят на взрослых как на образец для подражания и ждут от них поддержки. В противном случае дети воспринимают подобные обращения буквально так: «Я плохой, и меня здесь не ждали».
Надо ли говорить о том, что это воспринимается детьми очень болезненно, способствует формированию неадекватных реакций, а может даже серьёзно затормозить их развитие.
И наоборот, поток радостных, приветливых слов интерпретируется ребёнком следующим образом: «Я хороший, вокруг меня прекрасный мир, наполненный любовью».
Такой взгляд поддерживает в ребёнке веру в себя, подстегивает интерес к учёбе и стимулирует развитие творческих способностей.
Развитие у детей доверия
В процессе своего развития дети начинают понимать, насколько их физические, эмоциональные, интеллектуальные и творческие потребности находят положительный отклик у родителей и воспитателей.
Слова и поступки взрослых, обращённые к детям, должны быть ласковыми и основанными на чувстве любви. Взаимоотношения между взрослым и ребёнком должны быть сотканы из доверия, привязанности и уважения друг к другу.
Далее я приведу примеры различных ситуаций и соответствующие им негативные слова, а также — как альтернативу им — позитивные высказывания.
Слова могут быть и другие — в зависимости от возраста ребёнка и конкретной ситуации, но суть их должна остаться такой же.
А теперь ознакомьтесь с негативной и позитивной реакциями и почувствуйте разницу:
1. Ваш ребёнок несётся и врезается в дверь чёрного хода, покрытую грязью.
Он обращается к вам, ища утешения.
Негативный отклик: «Не прикасайся ко мне своими грязными руками. Замарашка! Не подходи ко мне!»
Позитивный отклик: «Когда ты хотела, чтобы я взяла тебя на ручки, я подумала о том, что ты испачкаешь мою одежду. Но ты значишь для меня больше, чем моя одежда. Пойдём-ка помоем ручки и приведём себя в порядок.
Хочешь, принеси сюда свою любимую книжку. А потом мы вместе устроимся поуютней на кушетке и почитаем её».
2. Ваш ребёнок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем-то очень заняты.
Негативный отклик: ребёнок приближается к вам, а вы с возмущением думаете:
«Ну вот, опять проблемы. Опять с ним что-то случилось». Вы принимаете оборонительную позу: поднимаете плечи и поджимаете губы.
Позитивный отклик: Вы мягко кладёте руку на сердце и думаете о любви, в которой нуждается ваш ребёнок и которую вы можете ему дать. Взгляните на него мягко, с любовью, расслабьтесь сами и дайте ему понять, что вы его любите и всегда рады ему помочь.
3. Ваши дети постоянно задают вопросы, и вам все время приходится отвечать на них. Кроме того, вы должны без конца повторять им правила поведения, напоминая, что можно и чего нельзя.
Негативный отклик: Резкий, отторгающий и раздражённый тон вашего ответа дает ребёнку понять: «Ты раздражаешь меня! Иди куда-нибудь подальше отсюда» или «Тебя здесь не ждали». Слыша такие слова постоянно, ребёнок решит, что его не любят.
Позитивный отклик: Ваш голос — это инструмент для обучения вашего ребёнка, поэтому почаще обращайте внимание на его тон и тембр.
Когда вы раздражены или сердитесь, сделайте два глубоких вдоха, наберите побольше воздуха в лёгкие, а затем говорите как можно более мягко,