медленно и отчётливо.
4. Дети находятся на улице, вне вашего контроля.
Негативный отклик: «Не становись на эту скользкую дорожку! Ты сломаешь шею, как та девочка по телевизору. Угомонись, пока ты не попал в больницу».
Или «Не разговаривай с незнакомыми людьми. Кругом шатаются разные проходимцы. Как только доберёшься до места, немедленно позвони мне».
Постоянное ожидание того, что с детьми может случиться что-то плохое, рождает у них страх, некоммуникабельность или готовность к отражению угрозы силой.
Негативные эмоции способствуют выработке избыточного количества гормонов страха и агрессии, что может подорвать иммунную систему и даже привести к возникновению различного рода заболеваний.
Позитивный отклик: «Мы с тобой уже говорили о том, как важна осторожность и как вести себя с незнакомцами. Я уверен, что всё будет хорошо, потому что ты ведёшь себя осмотрительно и знаешь, как сохранять безопасность.
Я знаю, что ты в своих поступках руководствуешься и умом, и сердцем. Помни, ты можешь позвонить домой, если тебе понадобится помощь». Именно проговаривание тех действий, которых вы ожидаете от ребёнка, привьёт ему необходимые навыки.
5. Вы нарушили данное ребёнку обещание.
Негативный отклик: «Перестань хныкать из-за того, что мы не пошли на ярмарку с твоими кузинами. Переживёшь. Когда я был в твоём возрасте, меня вообще никуда не водили».
Вы отказались обсуждать причины — не имеет значения, уважительные они были или нет, — из-за которых нарушили своё обещание. Это дает право ребёнку думать, что взрослым нет никакого дела до него или что им нельзя доверять.
Позитивный отклик: «Я был очень занят и совершенно забыл, что мы договорились пойти на ярмарку. Извини, дружок. Не обижайся на меня».
Спекулирование чувством
стыда и вины при общении с детьми
Взрослые часто прибегают к техникам использования чувства стыда и вины, потому что вынесли их из своего детства.
Они часто используют их ещё и потому, что эти вызывающие душевные раны техники, как им кажется, работают, ведь дети ведут себя совсем по-другому, когда они пристыжены, особенно если это произошло публично.
Эти техники на самом деле работают, но в основном за счёт развивающейся личности ребенка!
Стыд и неуместное чувство вины негативным образом действуют на попытки ребёнка к самовыражению. Стыд и вина — настолько сильные и болезненные эмоции, что они обычно блокируют проявления любознательности, творчества и игры.
Дети очень быстро привыкают избегать открытости и искренности в отношениях с другими.
Вместо того чтобы опираться на чувство вины или стыда, подумайте о том, как смоделировать желаемое поведение, привнести во взаимоотношения элемент поощрения, объяснить возможные последствия того или иного поступка и предложить ребёнку свободу для осознанного выбора.
Следующие ситуации пояснят вам, как в отношениях с детьми можно преодолеть тактики, злоупотребляющие чувством стыда:
1. Ваш беспомощный крошечный ребёнок намочил штанишки.
Негативный отклик: «Плохая, плохая, плохая девочка! Ты знаешь, куда нужно писать, а делаешь это в штаны (или на бабушкину новую кушетку). Ты это нарочно сделала. Ну и убирай теперь сама эту вонючую гадость. И никогда больше не делай так. И не приставай ко мне!»
Позитивный отклик: «Ой-ой! Кажется, у тебя мокрые штанишки! Ничего! Я помогу тебе надеть чистенькие, и тебе будет хорошо».
2. Ребёнок отказывается есть или ест слишком медленно.
Негативный отклик: «Поторопись! Ты опять заставляешь меня ждать. Съешь всё быстро, а то останешься сидеть здесь один. Если не съешь все — то заболеешь».
Позитивный отклик: «Я хочу, чтобы ты сделал то же, что и я. Сейчас я попробую ложечку творога, а потом рисовую запеканку». (Взрослый, не торопясь, пробует пищу.) «Теперь ты попробуй ложечку. Как ты думаешь, плюшевый мишка захотел бы попробовать это?»
3. Ребёнок отказывается есть какую-то пищу из-за неприязни к ней, пристрастий, болезни, боязни набрать лишний вес и быть поэтому нелюбимым или подражая разборчивым либо соблюдающим диету взрослым.
Негативный отклик: «Я не буду больше ждать тебя, если будешь ковыряться в тарелке, выбирая кусочки без жира, чтобы не набрать лишний вес. Все на нас и так уже смотрят».
Позитивный отклик: «Давай вместе купим ту еду, какую захотим. Вот здесь два меню. Они мне понравились. И вот ещё интересная статья о том, какие питательные вещества нужны твоему организму