детей и не рассматриваете их как средство для удовлетворения собственной потребности быть любимым и принятым, это сослужит им самую добрую службу.
Свобода выбора
Свобода очень важна для Детей Индиго. Настоящая свобода неотделима от ответственности за принятые решения и за сделанный выбор. Этот выбор должен соответствовать степени зрелости ребёнка.
Например, когда нашей дочери Хезер было 12 лет, её пригласили поехать в Диснейленд с семьей её подруги. Она была простужена, а родители подружки курили в машине, чего Хезер всегда не выносила.
К тому же она недавно уже побывала в Диснейленде и не была уверена, что ей захочется опять тратить на него деньги, да ещё так скоро.
Однако любому ребёнку сложно отказаться от такого приглашения, и к тому же она не хотела обижать подругу. Она была смущена, и решение давалось ей с трудом. Я знала, что это было слишком серьёзным испытанием для неё: она хотела остаться дома, но не могла ответить «нет».
Поэтому я сама сказала, что ей необходимо остаться дома. Она плакала от досады, но потом почувствовала облегчение, а позднее поблагодарила меня за то, что я не отпустила её.
Аналогичный случай произошёл, когда ей было 18 лет. Хезер только что переболела вирусной инфекцией и хотела отправиться на вечеринку, которая начиналась в субботу вечером и должна была закончиться к утру воскресенья.
В воскресенье вечером она собиралась отвезти на машине своих друзей потанцевать, при этом от дома до места назначения нужно было ехать целый час. Она знала, что может снова заболеть, но то удовольствие, которого она ожидала, стоило того.
Я сказала, что она вольна остаться дома, если пожелает, но она твёрдо заявила, что поедет, поэтому я с уважением отнеслась к её решению.
В обоих случаях я проявила уважение к её подспудным желаниям, действуя решительно, когда чувствовала, что ей необходима помощь, и отступая в тень, когда она сама принимала твёрдое решение. В обоих случаях требовались уважение и умение распознать её реальное желание.
Из обеих ситуаций Хезер извлекла полезный опыт. Родители должны не только направлять, поддерживать и вдохновлять своих детей, но позволять им извлекать уроки из собственных ошибок самостоятельно. Индиго становятся особенно дерзкими, если чувствуют, что чужая воля давит на них.
Дети Индиго понимают, что отличаются от остальных. Навешиваемые на них ярлыки гиперактивных (ADHD) заставляют их верить, что они другие, но в плохом смысле.
Это ведёт к упадку духа, депрессии и замыканию порочного круга их негативного поведения и настроения, который вырывает их из сферы, где царствуют их способности и таланты.
За их неспособностью посидеть тихо, сконцентрировав своё внимание, стоит боль. Когда к ним относятся так, будто они плохие, они злятся, поскольку их ценность подвергнута сомнению. Как бы то ни было, полное обесценивание, как и промывание мозгов, в конце концов подавляет.
Одним из таких Индиго была светловолосая голубоглазая девочка, похожая на ангела. Ей было 4 года, и она была новенькой в детском саду Монтессори.
В приступе гнева она так отчаянно визжала, что жившие поблизости соседи даже заглядывали в окна, удивляясь, как это воспитатели допускают такое с бедным ребёнком! Этот на вид «Ангелочек» бил воспитателей и задирал других детей, явно испытывая при этом огромное удовольствие!
Эта маленькая девочка сердилась на свою мать за то, что та не уважала её и не давала свободы. На воспитателей она злилась за то, что те предоставляли ей слишком много свободы и она могла безнаказанно обижать других детей.
Взрослые не производили должного впечатления на эту маленькую девочку-Индиго. Она чувствовала себя способной и смышлёной, с одной стороны, и униженной — с другой, поэтому она демонстративно всем доказывала, что она лучше!
Втайне она надеялась, что кто-нибудь догадается, в чём дело.
Профессионалу, который эмоционально не вовлечен в ситуацию, всегда легче сохранять беспристрастность и увидеть перспективу её развития. Поэтому во время наших встреч я первым делом установила, кто несёт ответственность.
Я была твёрдой, любящей, справедливой и вела себя уважительно по отношению к ней, а также ожидала ответных проявлений от неё. Во-вторых, я дала ей гомеопатическое лекарство. Это облегчает мою работу психолога-консультанта.
Лекарственное средство стимулирует каждую клеточку тела на достижение утерянного баланса. Через день после первого приёма лекарства воспитатели