И тогда они смогут учиться новому. Тогда они приложат все силы, чтобы понять, как много способны дать им мы, взрослые, — но только в том случае, если мы тоже проявим интерес к тому, что могут дать нам они.
Вот в этот момент мы, учителя, и можем заговорить о прилагательных и дополнениях, зоологии и часовых поясах, При подобном взаимопонимании перед нами открывается великолепная возможность преподавать, например, историю так, чтобы дети проникались прошлым и постигали свое право выбора будущего.
Мы можем учить наукам, которые объясняют основы устройства Земли и её особых зон; мы можем рассказывать о видах государственного строя и истории религиозных воззрений таким образом, что дети увидят, насколько по-разному можно воспринимать подобные явления.
Может показаться, что такое обучение нацелено на их будущее, но в действительности, оно касается нас самих.
Посмотрите, как Индиго обращаются с теми, кто младше их. Понаблюдайте, как они кормят малышей и обнимают их, как они дают советы, что-нибудь рассказывают или показывают.
Улыбнитесь в душе, когда услышите, как из их уст исходят ваши собственные слова. Поглядите, как они жалуются на то, что младшие их не слушаются!
Улыбнитесь — и поймите, как вам повезло. Они ведь услышали вас, они оценили ваши слова достаточно высоко, чтобы потом повторять их другим.
Радуйтесь, что ваши советы были правильны. Смейтесь вместе с ними, когда сравниваете их чувства со своими. Терзайтесь душевными муками, когда они причиняют кому-то боль, — и сознавайте, что никому, кто рядом с этими детьми, не гарантирован покой.
Наблюдайте, с какой убедительностью они передают младшему братику или сестричке опыт своих ошибок — «плохого» поведения в школе или слишком тесного общения с хулиганами. Подчас наших младших детей можно поддержать и уберечь от бед только с помощью детей постарше.
Посмотрите, как Дети Индиго общаются с другими взрослыми, будь то рабочий-строитель, пожарник или директор школы. Вот что важно: уважение ко всем вокруг.
Мы должны учить их тому, как выглядит уважение, какие чувства оно пробуждает. Эти дети должны понять, что делать, чтобы его заслужить, — и как его проявлять.
Они знают, что будут править миром. Они знают, что у них будет широкий выбор, и побаиваются этого. Они, все до одного, хотят делать лучшее, на что способны, кем бы ни довелось стать — звездой бейсбола или учёным.
Они хотят быть заметными и особенными, хотят, чтобы их услышали. Самое главное, они — все как один! — очень хотят делать что-то хорошее, Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть неблагополучные дети.
Кое-кому, прежде чем найти себя, доводится годами жить в шкуре «белой вороны». У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться.
Конечно, не всем это удастся. У одних эта сила настолько спокойна, что остается едва заметной, у других она выплёскивается наружу бурным потоком.
Так что каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Так они смогут осознать, что им «всё по плечу», — и не утратят своих мечтаний о грядущем величии.
Пусть нам и кажется, что это лишь дети, описывающие простодушные грёзы и фантазии, но в действительности это полноценные люди, стремящиеся найти свой путь в жизни и обуздать собственную силу.
Когда слушаете их, прислушивайтесь именно к этому. Когда говорите им что-то, рассказывайте о великих свершениях и говорите разумно.
Когда призываете их к порядку, делайте это честно и открыто, держась в тех рамках, которые понятны детям и нерушимы для вас. Это и есть уважение. Это они понимают. И на это они непременно откликнутся».
А теперь пришло время послушать детей из класса Джастин и узнать, что они сами думают. Она попросила своих учеников написать короткие сочинения о том, какими они хотят стать и чем мечтали бы заниматься в будущем.
Но сначала спросите себя, задумывались ли вы о гуманности, когда вам было девять лет? Скорее всего, нет.
Вспомните противоречивость мечтаний обычных детей, а затем обратите внимание на очевидную склонность Индиго к «миротворчеству».
Один ребёнок никак не мог выбрать между баскетболом и педиатрией. Чем же все закончилось? Он решал стать врачом при баскетбольной команде!
Чтобы читать было легче, мы подправили в сочинениях правописание, но авторский стиль сберегли.
Двадцать