экраном и чувствовали себя так, будто нас предали: на свет Божий вновь всплыло невежество устаревшего мышления.
Среди тех, кто начинал палить в школе из пистолета, ни разу не встречалось детей, к которым в семье относились с уважением, для которых родители были лучшими друзьями и которые имели дома равное «право голоса».
Это — самые основы воспитания Детей Индиго; именно эти принципы внушают детям правильную самооценку и учат их отличать доброе от дурного впоследствии, когда они попадают в неизбежную для нашего общества атмосферу власти старших.
Исключений из правила практически не было: зачинщиками трагедий в школьных дворах были растерявшиеся в этой жизни дети, лишённые возможности обсуждать свои проблемы дома либо имеющие совершенно легкомысленных родителей.
Бывало, отцы и матери даже не догадывались, что ребёнок сооружает бомбу прямо у них в гараже!
Статистика доказывает, что «дети-убийцы» в большинстве случаев были совершенно измучены, часто терпели издевательства в школе и просто не могли справиться с накапливающимся изо дня в день напряжением.
И вместо того, чтобы прийти домой, в лоно семьи, к «задушевным друзьям», некоторые такие дети придумали «мстительную реальность» со своими собственными смертельными играми или пышущими ненавистью сайтами в Сети.
Нынешние исследования свидетельствуют, что многие из этих детей принимали риталин —очередное подтверждение того, что это лекарство отнюдь не оправдывает всех надежд.
Эти дети почти не общались с родителями — возможно, просто не чувствовали, что в семье есть хоть кто-то, с кем есть смысл поговорить.
При всем нашем уважении к господину Мейхеру и его тончайшему чувству юмора, нам кажется, что своими замечаниями он оказал медвежью услугу детям всей страны.
Неужели мы вправе полагать, будто эти дети — одни из них уже мертвы, другие отбывают наказание за свои преступления — вели бы себя намного лучше, если бы их с самого детства шлёпали по попке и твердили им: «будь хорошим»?
Этим Индиго, живым олицетворениям человеческой мудрости в крошечном теле, силой навязали мышление, ставшее для некоторых из них просто гибельным.
Да, они выплеснули наружу свою ярость, но винить в этом следует, прежде всего, невыносимые обстоятельства, в которых они поневоле оказались, — непреодолимую стену равнодушия, состоящую из взрослых людей, слишком занятых для того, чтобы остановиться на мгновение для откровенного разговора.
Мы по-прежнему уверены, что принципиальным ответом на открывшееся нам явление могут стать лишь коренные перемены в отношении к воспитанию детей.
Они должны быть в семье равноправными партнёрами. Мы никогда не предлагали превращать их в диктаторов и во всём им потакать.
Но предоставлять им право выбора и уважать их — вовсе не то же самое, что давать им садиться нам на шею. Дисциплина необходима, и «рамки допустимого» всё ещё остаются важной стороной воспитания.
Но если мы будем относиться к подрастающему ребёнку с уважением, ему будет намного проще понимать и принимать дисциплинарные требования — в отличие от ребёнка, которому лишь твердят: «Подрастёшь — поймёшь», «Ты в этом ещё ничего не понимаешь» или «Делай, что тебе говорят!»
Последовать совету господина Мейхера означало бы вернуться к тем методам воспитания, которые были распространены добрых полвека назад. Так, между прочим, считают многие из тех, кто до сих пор в отчаянии разводит руками.
Им кажется, что раз уж их воспитали «как надо», то почему бы и теперь не вернуть «старые добрые деньки», когда детей было видно, но не слышно, когда младшие относились к старшим с почтением и не прихватывали в школу пистолеты. Но если все это так, то чем объяснить недавний взрыв насилия среди японских детей?
А ведь японская культура славится своими традициями отношений между детьми и родителями! Японцы, казалось бы, всегда оставались образцовой моделью внутрисемейных взаимоотношений. Дети там ведут себя благопристойно и чтут старших.
Однако новости, приходящие из Японии в последние годы, указывают на то, что многие проблемы, с которыми мы столкнулись в США, проявляются и на Дальнем Востоке. Вот выдержка из статьи в журнале «Тайм» (8 января 2000 года):
Японские дикари
Тим Лаример
На протяжении «потерянного десятилетия» экономического застоя в этой стране (Японии) здешняя молодежь неуклонно катилась вниз по спирали безразличия, разочарованности и бунтарства. [...]
Молодые