она?”. Распознать истину, когда
она встретится, можно только при этом настроении ума; а ведь изучающий
оккультизм — есть прежде всего искатель истины. Ему нечего опасаться какого-либо
противоречия между своими верованиями и фактами действительности. Он знает, что
если появляется разногласие, то это значит, что он неправильно понял либо
теософический принцип, либо сам факт. Тогда он принимается за мыслительную
работу, чтобы найти решение загадки сообразно истине. Это и есть путь роста его
мудрости и понятливости.
Существует еще и другая ошибка, которой нужно опасаться даже ещё больше, нежели
склонности к воинствующему догматизму в защите своих верований. Предупредить её
ещё труднее, ибо корень её лежит ещё глубже в природе человека. Это —
чувствительность к выпадам против своей личности, которую тогда принимаются
выгораживать с таким воодушевлением, что на суть этих выпадов обращают уже мало
внимания, а то и совсем не обращают. Это самая распространенная ошибка, и при
том самая вредная для себя же самого. Ею также создаётся такое направление ума,
которое закрывает туда доступ истине, иногда особенно нужной и полезной. В
оккультизме существует аксиома, что “всякое соприкосновение есть удобный случай”.
Поэтому верна и та мысль, что всякое соприкосновение с другим лицом даёт нам
учителя, но мы по большей части глупо отвергаем всякое поучение, раз оно
затрагивает наше тщеславие или гордость. Настоящий оккультист всегда готов
учиться всё равно от кого: от ребенка или от мудреца. Он старается держать ум
свой открытым, старается быть всегда внимательным, всегда готовым к принятию
истины, вне зависимости от источника её и того, как она повлияет лично на него.
Он не только с радостью встречает критику, но и самого критика ценит как друга и
учителя. Если он мудр, то из критики извлечет полезный урок для себя. Он
спокойно продумает и постарается понять точку зрения критикующего. Если он
увидит, что для критики было достаточное основание, то он немедленно примется за
работу, чтобы устранить таковое. Если он не сможет найти основания и придёт к
заключению, что критика была несправедливой, то он припомнит, что ведь и ему
приходилось неправильно судить о других и постарается сам впредь быть осторожнее
и осмотрительнее. Неразумная приверженность к нашим верованиям закрывает от нас
истину, а догматизм прекращает наш дальнейший прогресс. Глупая чувствительность
к личным уколам тоже закрывает ум для доступа истин и заставляет нас цепко
держаться именно за те самые ошибки, которые препятствуют нашему духовному
развитию.
ПУТЬ ВЕРНЫЙ И ПУТЬ НЕВЕРНЫЙ
Старые пословицы часто содержат великую мудрость. Поэтому-то они и стары. Если
бы в них не было этой мудрости, то они умерли бы ещё в молодости. Но они живут
века потому, что они являются хорошими учителями. Их возраст равен их полезности.
И особенно к одной из этих пословиц начинающий оккультист должен отнестись с
уважением. Вот эта пословица: “Тише едешь — дальше будешь”. Это мудрое
предупреждение против ненужной торопливости. Это — сознательное указание на тот
факт, что не умно “брать на перегонки” к известному конечному пункту назначения,
вместо того, чтобы ехать по хорошо укатанной дороге, что желание выгадать время
в конце концов ведет за собой не только потерю этого самого времени, но даже
грозит катастрофой. Так вот не существует, быть может, другого рода деятельности, где пословица эта была бы более верной, чем в оккультизме. Естественно, что начинающий оккультист сильно жаждет развития психических сил и горячо желает получить дар ясновидения; и, конечно, эти стремления могут искушать его сойти с длинного, но верного пути. Похвально желать раскрытия внутренних способностей, чтобы иметь возможность лучше работать и приносить пользу для эволюции человечества, но было бы горьким несчастьем поставить такое раскрытие самодовлеющей целью и в погоне за ним потерять из виду вещи более важные.
Подобные желания и стремления раскрытия сил только ради раскрытия могут заманить
неопытного человека на окольный путь искусственного развития, а оттуда — в омут
тоски и уныния, лежащий в конце такого пути. Будьте довольны тем путем, который
ведет вас ввысь, хотя он и лежит через утесистые горы и хотя подъём по нему
медленен и труден. В результате это будет всё же скорейший путь. Это же простой
и ясный факт, что есть вещи неизмеримо более важные, чем развитие в себе
ясновидения. Без них ясновидение