и желаниями и очищать
их, пробуждение психических сил придет само собой.
“Все вещи приходят сами к тому, кто умеет ждать” и работать.
ТЕРПИМОСТЬ
Развитие в себе широкой терпимости обязательно для того, кто хочет иметь
умственный и нравственный прогресс. Нетерпимость сковывает дух. Она возводит
барьеры между нами и другими, и затемняет зрение, вместо того, чтобы просвещать
понимание. Она ограничивает для нас возможности и суживает поле для нашего опыта.
Между тем, опыт есть великий учитель — искусный преподаватель в школе эволюции.
Опыт делает для нас эволюцию доступной, позволяет нам достигать высших ступеней
развития. Разница между невеждою, подлецом и развратником с одной стороны и
между просвещенным, благородным и утонченным человеком с другой, есть лишь
результат их мышления и чувств, возбуждаемых в них выпадающим на их долю опытом.
Взаимодействие между мышлением и опытом играет большую роль в выработке
характера. На низшей стадии развития опыт вызывает работу мысли и мы получаем
неожиданный урок, выводя из опыта умственные заключения. Например, когда мы
выходим на холод без соответствующего одеяния и вследствие этого получаем
страдание, то, разумеется, потом мы хотя бы немного продвигаемся на пути
развития осторожности. На высшей же ступени развития мышление предшествует
действительности и мы намеренно ищем в себе, что у нас нуждается в укреплении;
мы намеренно ищем такой обстановки, которая требуется для развития того или
иного желательного качества. Так, например, решив, что у нас мало развито
чувство сострадания, мы специально развиваем его, посещая больных и обездоленных.
Но всё равно предшествует ли или последует опыт, он есть необходимое условие
человеческого прогресса и душевного развития; и всё, что становится между нами и
возможностью иметь опыт, замедляет нашу эволюцию. Хотя самою бросающуюся в глаза
формою этого порока является нетерпимость религиозная — мы говорим порока, ибо и
это название недостаточно ещё крепко для вещи, столь пагубной для блага
человечества — мы не должны забывать, что в человеке среднего уровня имеется
нетерпимости в той или иной форме гораздо больше, нежели нам хотелось бы
допустить. Это мертвящая нравственная тень простирает свои ветви во многих
направлениях. Существует нетерпимость расовая, нетерпимость национальная,
классовая и, между прочим, особо коварная, всеобъемлющая в своем дурном действии
и более всего распространенная форма нетерпимости — высокомерие. Это оно
заставляет человека ошибочно выставлять на показ слабости других и не замечать
слабостей собственных. Многие уже переросли за эту ступень развития, когда не
любишь другого только потому, что он принадлежит к другой расе или имеет другой
цвет кожи; многие уже достигли того просвещения, которое позволяет им смотреть
на человека другой нации одинаково, как и на своего соотечественника; многие уже
научились не питать неприязни к другому только потому, что он из другого класса
общества, выше по положению, или ниже по положению, как случится; многие,
несмотря на собственное положение, добрались до понимания, что все люди образуют
единую человеческую семью; многие уже стали смотреть ровно и на богатейшего из
богатых и на беднейшего из бедных, на ученого и на неуча, видя в них всех лишь
различных членов мирового семейства, каждый из коих заслуживает самого вежливого
внимания. Многие, повторяю я, способны на всё это и всё же, когда дело доходит
до нравственных слабостей, проявляют вдруг такое высокомерие, которое сразу
становится для них препятствием их духовному прогрессу. Для них, оказывается,
существуют определенные формы или типы нравственных слабостей, с которыми они
совершенно не желают иметь никакого дела, как равно и с теми их несчастными
братьями и сестрами, которые такими слабостями страдают и в отношении коих они
тогда принимают позу гордого презрения. Много людей с широким умственным
кругозором и прогрессивными взглядами считают вора или дегенерата недостойными
внимания; много свободомыслящих и добрых женщин смотрят на своих падших сестер с
равной нетерпимостью и брезгливо подбирают юбки, когда проходят мимо них, не
скрывая своего высокомерия. И тысячи из нас, которые готовы сейчас же осудить
религиозную нетерпимость ханжи, остаются слепы к тому, что мы сами проявляем
равную нетерпимость, когда дело коснется чего-либо иного. И вот, когда мы
преодолеем самые обычные формы нетерпимости,