в течение дня (каждого) представьте полную волю вашему
воображению, пусть оно рисует вам картины вашей будущей деятельности, пусть
построит вам подмостки, на которых вы будете выступать актером в драме жизни.
Откажитесь от мысли, что ваше бытие ограничится узкими стенами этого
перевоплощения, разрушьте их и поймите, что теперешняя маленькая жизнь — есть
лишь тусклое и сумрачное утро грядущего сверкающего дня. Ведите ваши расчеты не
для этих предрассветных сумерек, но примите в соображение, как часть одного
импозантного целого, ещё и те жизни, которые предстоит прожить. Составьте план,
как провести остаток этого перевоплощения, наподобие того, как в заключительный
период школьного образования люди начинают обдумывать свой дальнейший жизненный
путь и стараются теперь же применить свою энергию, чтобы лучше подготовиться к
будущей деятельности. Этот ежедневный обзор более широкого круга, в котором
семена сегодняшней мысли расцветут в дела будущих жизней, раздует самую слабую
искру благородных стремлений в постоянный огонь и придаст внутренней жизни такую
реальность, которая позволит изучающему понять кое-что об обманчивом характере
физического существования с его ложными идеалами, сбивающими с пути незнающих.
ОПАСНЫЕ НАСТРОЕНИЯ УМА
В предыдущей главе мы говорили, что то время, которое будет ежедневно определено
для пересмотра событий только что истекших часов и для размышления о значении
жизни и различных жизненных проблем, должно быть периодом спокойного мышления и
устремлений. Здесь может быть не лишним будет добавить, что слово “спокойный” не
должно означать собой той пассивности, которая характерна для медиума,
впадающего в транс и готового слушать приказания. Если придать такое направление
уму, то этим подпадешь под власть психических условий данной минуты и не будешь
иметь ни малейшего случая судить — хороши они или плохи. Будет очень похоже на
то, как если бы один слепой человек, едва-едва умеющий плавать, бросился в речку, не зная, понесёт ли его течение к спокойному и удобному для купания месту, или же вовлечет его в омут. Изучающий должен всегда держать наготове свою волю, и не под каким видом не отказываться от неё ни в чью пользу. Его задача постигнуть самого себя и окружающее, получить непосредственное понимание тайн жизни, очистить носителей своего сознания и развить свои духовные силы, чтобы быть в состоянии распространять свет и помогать другим на пути к совершенству. Вовсе не дело изучающего развивать в себе такие качества, которые позволили бы другим говорить его устами — отдавать своё тело другим, так сказать напрокат, чтобы его использовали как средство сообщения или осведомления с тем или о том, о чем он сам лично знать ничего не может, и правильность или неправильность чего он не сможет сам определить. Пусть этим занимается всякий, кому угодно, кроме него.
Для изучающего оккультизм путь лежит в ином направлении. Он должен научиться
властвовать над материей и приучиться разумно управлять оккультными силами, но
отнюдь не должен становиться бессознательным и беспомощным автоматом в чужих
руках. Поэтому, когда он ежедневно удаляется в самое спокойное место, какое
только у него имеется, и там, наедине со своими мыслями, предаётся тихому и
ясному раздумью о высшей жизни, то он должен быть расположен к восприятию, но не
к отдаче себя. Он должен быть подобен человеку, прислушивающемуся к малейшему
шепоту в глубине собственного существа, но человеку, относящемуся ко всему
критически и переводящему всё на язык разума. Он всё время должен и умственно и
морально бодрствовать и быть начеку. Он не должен позволять себя сбить с пути
широко распространенному суеверию, будто невидимый мир резко разграничен на две
части и что тот, кто ищет сведений о сверхчувственном, обязательно вступает в
сношения с той половиной, которая известна под именем рая, когда ему удается
установить с таким миром сообщение. Ещё одно общепринятое неправильное
представление заключается в том, что кто умер, тот значит человек хороший и
умный. Это опасное заблуждение. Основное различие между тем, кого мы называем
мертвым, и всеми нами остальными состоит лишь в том, что у мертвых нет
физического тела, чтобы иметь возможность проявлять себя в видимом мире. В
морали же разницы нет, и, конечно, астральный мир представляет столько же
градаций морального и интеллектуального развития как и в физической жизни.
Себялюбие и испорченность, которыми отличается