помо-
щи упражнений по концентрации, то есть тех, которые позволяют выд-
винуть в духе на первый план элемент огня. Он должен в первую оче-
редь выбирать те упражнения по концентрации, которые развивают
зрение, то есть упражнения по оптическому воображению, так как,
как говорилось выше, элемент огня соответствует зрению.
Если же у мага сильная воля, но слабый интеллект, то из этого при-
мера следует, что он при помощи упражнений по воображению дол-
жен уделять самое большое внимание слуху, то есть он должен выб-
рать такие упражнения по концентрации и медитации, при которых
был бы полностью задействован слух.
Если же маг приходит к выводу, что обладает сильной волей и хо-
рошим интеллектом, но его чувственная жизнь оставляет желать луч-
шего, то он должен сделать свой дух более чувствительным, этого он
может достичь такими упражнениями по развитию воображения и
медитацией, которые сильно воздействуют на чувство. Если же маг
почувствует, что как его астральное, так и ментальное тело преиму-
щественно склоняются к элементу земли, например, его мысли очень
медленно появляются в духе он чрезмерно меланхоличен, то это пря-
мое указание на то, что преобладает элемент земли, и при помощи
подходящих упражнений ему нужно заняться развитием своего со-
знания.
В отношении элементов маг должен развивать свой дух совершен-
но гармонично и выполнять такие упражнения, которые соответству-
ют элементам, а также чувствам таким образом, чтобы у него равно-
мерно развивались и усиливались воля, то есть элемент огня, интел-
лект — воздуха, чувство — воды, сознание — земли.
{150}
На основе этого описания составлена следующая таблица, кото-
рую я привожу, чтобы иметь четкий обзор сказанного:
_________________________________________________________________________
Элементы: | Огонь: | Воздух:| Вода: | Земля: | Акаша: |
_____________|_________|________|___________|_____________|______________|
Чувства | Глаза | Уши | Ощущение | Вкус, запах | Все вместе |
_____________|_________|________|___________|_____________|______________|
Основные | Воля | Ум | Чувство | Сознание | Совесть |
свойства | | | | | |
духа | | | | | |
_____________|_________|________|___________|_____________|______________|
Упражнения | Оптичес-| Акусти-| Развиваю- | Расширяю- | Удовлетворя- |
по концентра-| кие | ческие | щие | шие созна- | ющие |
ции и медита-| | | чувства | ние | настоящее |
ции | | | | | |
_____________|_________|________|___________|_____________|______________|
Принцип акаша следует в этом случае из концентрации самого себя,
так что мне нет необходимости отдельно останавливаться на этом.
Лишним было бы также перечислять упражнения по концентрации и
медитации, так как ученик сможет сам их составить в соответствии
с характерной особенностью превалирующего у него элемента. Так,
при слабой воле он, вероятно, выберет в качестве упражнения по кон-
центрации воображение предметов, образов и так далее. Он выпол-
нял уже эти упражнения на второй ступени настоящего курса. Приве-
денная здесь таблица может служить для него указателем, компасом,
чтобы выявить, какой элемент является доминирующим и какие упраж-
нения следует выполнять более интенсивно. Результатом или показате-
лем этого разделения с герметической точки зрения проявится соответ-
ствующим образом и принцип акаша.
Обучение магии души (VII)
Совершенно особая тема, которой мы займемся на этой ступени,
касается развития астральных чувств по отношению к элементам.
С помощью элементов астральные органы чувства мага подверга-
лись обучению, развитию и укреплялись в упражнениях на протяже-
{151}
нии всех приведенных до сих пор ступеней, тем не менее, в таких случа-
ях необходимо особое развитие, если в зависимости от способностей
человека то или иное качество ученика недостаточно хорошо разви-
то. Поэтому будет лучше, если я приведу здесь упражнения, с помо-
щью которых маг сможет быстро и эффективно развить чувства аст-
рального тела.
В процессе обучения магии духа шестой ступени ученик начал осоз-
навать свой дух и действовать как через астральное, так и через гру-
бом'атериальное тело. В завершение этого я рассмотрю одну из инте-
реснейших проблем, а именно: проблему ясновидения.