Феано

Гермес и Эхо (Часть 1)

Клад земных своих часов,

И не смешите тратой времени Богов...

((()))

- Ну, почему так важно знанья обрести?

Да потому, что в свете легче цель найти.

((()))

А не найдешь ты цель, зачем тогда и жил?

Ведь Друг надеется - ты дружбой дорожил...

XII

О ВСЕОБЩЕМ УМЕ

Гермес Триждывеличайший к своему сыну Тату

1) Ум, о Тат, принадлежит к самой сущности' Бога, (Феано: к сути, к Воли Бога) если у Бога вообще есть сущность; а что касается знания природы этой сущности, то только Он один может знать ее точно. Ум не отделен в сущностности (Менар: от природы; Фестюжьер'. от субстанциональности) Бога, он исходит из этого источника, как свет из Солнца. В человеке этот ум есть Бог, и это благодаря ему некоторые люди суть боги, и их человечность граничит с божественностью. Добрый Гений (Агатодемон) действительно говорит, что боги суть бессмертные люди, а люди - смертные боги. ' У тварей же бессловесных ум есть природа (Скотт, Фестюжьер'. умом служит природный инстинкт).

2) Везде, где есть душа, там есть и ум*3, так же как там, где есть жизнь, там есть и душа. Но у тварей бессловесных душа есть чистая (Феано: темная) жизнь, лишенная ума. Ум есть добродетель только человеческих душ, он их ведет к их Благу. У животных он действует сообразно их природе (Скотт; в согласии с особым видом инстинкта, присущего каждому виду животных), у человека же - в противоположном направлении (Феано: от тьмы к свету, от животности к божественному; Скотт: действует вопреки природному инстинкту). Ибо с момента, когда душа вошла в тело, она поддается воздействию боли и наслаждений, которые подобны жидкостям, бурлящим в теле и в которые душа вступает и погружается.

3) Ум, открывая свое великолепие душам, попавшим под его управление, борется против их склонностей так же, как врачеватель, причиняющий боль, употребляя огонь и железо, чтобы победить недуги тела и вернуть ему здоровье. Именно так ум причиняет душе страдания, отрывая ее от удовольствий, в которых состоит причина всех недугов. Большая болезнь человека есть отрицание (Менар: отдаление его от...) Бога; это заблуждение приносит с собой все зло без какого бы то ни было Блага. Ум борется против этой болезни и приводит душу ко Благу, как врачеватель возвращает здоровье телу.

Феано: в современном обществе говорят, что стремление к знаниям ведет человека к высоким уровням развития, это так. Однако интеллект не есть Ум. Люди науки, творческих профессий более расположены ко Благу, но отрицая Бога создают себе тяжелую судьбу. Благо в гармонии триединства человека.

((()))

Нет без воды, без морей островов.

Нет без духовного моря умов.

((()))

Ум - это твердь для духовных миров.

Море миров - бесконечность, любовь.

4) Напротив, души человеческие, не имеющие ума как поводыря, находятся в том же состоянии, что и души тварей бессловесных. Ум оставляет их плыть по течению желаний, которые насильно увлекают их приманкой вожделений к безрассудному, как тварей бессловесных. Отвращение и вожделение, одинаково слепые, предают их злу так, чтобы они никогда не насытились в своих пороках. Для таких душ Бог установил правление карающего закона, который бы их наказывал и побеждал в них грех.

Феано: ум ведет душу человеческую вверх к небу и благу Знания Бога, а инстинкт животных ведет душу животного на землю, к безрассудству. Направление мысли и чувства вверх дают возможность человеку отождествить себя с небом, миром космоса, солнцем, звездами, с природой божественного.

НЕИЗМЕННАЯ

Неизменна та Любовь, что окрыляет

Не на час и не на год, а что вселяет

В каждый миг Сознанье Вечности своей,

Да играет в сердце пеною Морей,

Что рождает не во сне, а наяву

Афродитовое Царство - дар уму,

Что ни разу в той игре не повторится.

Неизменная во множествах родится...

Увлекая все мечты мои с собой,

Возвращая каждый миг меня Домой...

5) Тат. Мне кажется, отче мой, что это противоречит тому, что ты говорил мне ранее о Судьбе. Если тот или иной человек неизбежно обречен Судьбой на совершение прелюбодеяния, святотатства или иного преступления, почему же он наказывается, если он принужден к этому Cудь6oй?''

Гермес. Все подчинено Судьбе, сын мой, и в вещах телесных ничего не происходит помимо ее, ни Благо, ни зло. Это Судьба определяет, что тот, кто совершил зло, будет наказан, и он действует, чтобы получить наказание за свое деяние.

ЛЕНТОЧКИ