точки зрения высшей реальности, которая вечна. Бог становится видимым в иллюзорном видении, но для ума «Он Первый по порядку и величию».
4) Посему постигать Его необходимо умом; постигать Его значит созерцать Его; тот, кто созерцает Его, достигает блаженства через Знание своего достопочтенного Отца.
Есть ли что-либо лучше, чем истинный Отец? Какой же Он, и как Его узнать? Правильно ли было бы дать Ему имя 'Бог', или 'Творец', или 'Отец', или сразу все эти три имени*4? 'Бог' соответствует Его могуществу, 'Творец' - Его деятельности, 'Отец' - Его Благости. Его могущество проявляется в Его творениях, Его деятельность (Скотт: Его Доброта) - во всеобъемлемости Его творчества.
Феано: Его благость - в Его всеобъемлющей любви к сотворенному им миру. Как солнце дарит свои лучи всему окружающему, так и Бог шлет во все умы человеческие Знание. Как тень земли или тучи закрывают солнце от земных тварей и растительности, так и тень в умах и животные страсти не позволяют лучам освещать души человеческие, привязывая их к земной тверди, обрекая на испытания Судьбой.
Оставим же пустые слова и весь бессмысленный разговор и усвоим два понятия: то, что сотворено, и Тот, Кто творит; между ними нет места для третьего.
Феано: в нашем мире создание рук человеческих и человек разделены множеством вещей в пространстве и времени, в божественном мире нет ни пространства, ни времени, там «нет места для третьего». Бог создает все Своей мыслью и Волей мгновенно (вне времени). После реализации творческой Воли Бога наступает длительность времени, появляются пространства, образуются складки времени на вечной мантии, где происходит становление, где перемены, несовершенство, стремление ко Благу.
5) Каждый раз, когда ты размышляешь или слышишь что-либо (Менар: что-либо о Вселенной), припомни себе эти два слова (Феано: рожденный и Творец) и осознавай, что они отражают все, что существует, что ничего невозможно оставить вне их, будь то вверху, внизу, в божественном, в изменчивом, в глубинах. Эти два слова, рожденный и Творец, содержат в себе всю Вселенную и неотделимы друг от друга, ибо не может существовать ни Творец без творения, ни творение без Творца. Каждый из них определен своей ролью и не может отделиться от другого более, чем от себя самого.
6) Если творец есть не кто иной, как тот, кто творит, роль единственная и простая, он обязательно создал сам себя, ибо творцом
становятся творя. Рожденный рождается обязательно из иного; без творца рожденный не может ни родиться, ни существовать. Каждый из них потерял бы свою собственную природу, если бы был отделен от другого. Значит, если мы признаем, что вся действительность существует в этих двух словах, один сотворенный, другой творящий, мы признаем тем самым, что их союз нерасторжим; один предшествует, другой следует; первый есть Бог Творец, другой - рожденный, кем бы он ни был.
Феано: «действительность существует в этих двух словах» сотворенный и творящий. Причем творящий делегирует свою роль в малых частях сотворенному, поэтому и говорю со-творенный, продолжающий дело творения на складках времени в пространстве. Рожденный Творцом проходит свой путь становления во времени для возвращения в лоно творения, в свою изначальную природу.
7) И не бойся, что слава Бога будет приуменьшена разнообразием Его творчества;*6 Он славен уже тем, что рождает, и роль сия есть, в некотором роде, Его тело. Но ничто плохое или уродливое не может быть сочтено Его произведением. Эти случаи сопутствуют творчеству, как ржавчина на меди или грязь на теле. Ни кузнец не делает ржавчины, ни родители не делают грязи, ни Бог не делает зла; но по причине долговечности и превратностей вещей сотворенных (Феано: по причине течения времени самостоятельного развития) в них происходит эта порча, и поэтому Бог делает преобразование, как будто чтобы очистить свои творения.
Феано: вернуть их в исходно чистое состояние. По этой причине Бог создал процессы рождения и умирания – становление и преобразование всего создаваемого. Поэтому все уродливое и плохое лишь переходные состояния созданных Им вещей, поэтому и человек, не верящий в Него - лишь тень, стремящаяся понять причину своего существования. При росте ума и духа человек подымается от теневой сущности к свету, для этого именно дан срок жизни, Судьба, возвращение.
8)