Феано

Гермес и Эхо (Часть 1)

Если одному и тому же самому живописцу позволено сделать небеса и богов, землю, море, людей и животных всех видов, существа бессмертные и растения, то разве Бог не смог бы сотворить все это?7 О, безумие и незнание Бога! Это мнение есть наиболее странное заблуждение. Заявлять о своих набожности и благочестии, отвергая сотворение Богом всех вещей - это даже не знать Его и добавить к этому незнанию величайшее безбожие, ибо это значит полагать, что Он поддался гордыне (Менар: ...невежеству и зависти...) или что Он был бессилен. Ибо если бы Он не создал все, то это из гордыни или потому, что Он не может или не умеет (Менар: ...или потому, что Он завидовал бы существованию своих творений); это безбожие - думать так.'

9) Ибо у Бога только одно качество - Благость, а доброта исключает гордыню, бессилие (Менар: и прочее). Вот что есть Бог - Благо, имеющее полное могущество творить все сущее.

(Менар: Всякое творение рождено Богом, то есть Благом и всемогуществом.) Если ты желаешь знать9, как Бог творит и как рождаются творения, ты можешь это знать. Вот прекрасное и наиболее точное сравнение:

10) посмотри на крестьянина*10, бросающего семена в землю, здесь ячмень, там пшеницу, а там еще какие-то иные зерна; посмотри, как он садит виноград, яблоню, фигу и иные деревья. Так и Бог сеет в небе бессмертие, на земле - преобразования', во Вселенной - движение и жизнь. Эти начала немногочисленны, их легко сосчитать. Всего их четыре [вышеперечисленные), а также Сам Бог и сотворенная Природа, составляющие все, что существует.

ПИЩА ДЛЯ УМА

Ах, эта пища для ума - души сластена!

Намеки тонкие, подводные теченья,

Кораллы дивные, холодные каменья,

И безымянные, безвидные знамена...

Они колышутся в душе моей от ветра,

Что порождает в Океане ураган,

Что сам в себе содержит целый Океан...

Триады мыслей, увлекающих в мир Тэтра.

Мой Пифагор по капле пищу мне давал...

Чтоб я от жадности своей не захлебнулась,

И чтоб однажды я... нечаянно проснулась...

На корабле Времен, держа в руках штурвал.

Лови! - 'Мгновение дороже всех сокровищ...'

И помни - 'День не повторится этот дважды...'

Тебе дается шанс судьбой, но лишь однажды

Все то, что ты здесь упустил, уж не воротишь...

XVI

ОПРЕДЕЛЕНИЯ*1

О Боге, материи, зле, Судьбе, Солнце, умопостигаемой сущности, божественной сущности, человеке, расположении Плеромы, семи звездах (планетах), человеке по образу.

Асклепий к царю Амману

1) Я обращаю к тебе, о царь, важную речь - увенчание и подытоживание всех остальных. Она не согласуется с мнениями толпы, напротив - она во многом противоречит им. Ты даже заметишь, что она противоречит некоторым моим собственным речам. Так вот, Гермес, мой учитель, в своих частых беседах со мною наедине или даже иногда в присутствии Тата повторял мне, что*2 те, кто будет читать мои книги, найдут в них простое и ясное изложение, тогда как в действительности оно, наоборот, туманно и содержит сокрытый смысл; оно станет (Менар: стало) еще более туманным позже, когда греки возжелают (Менар: возжелали) перевести его с нашего языка на свой.

2) Изложенная же на своем родном языке, эта речь сохраняет смысл слов во всей ясности: сам характер звуков и мелодичность египетского языка сохраняют в словах энергию соответствующих им вещей (Менар: энергия египетских слов сама объясняет смысл).

Потому-то насколько ты можешь, о царь, - а ты можешь все, - предохрани эту речь от какого бы то ни было перевода, во избежание того, чтобы сии величайшие таинства не попали к грекам и чтобы высокопарные приукрашенные изречения греков не ослабили пыл и действенность, не приуменьшили важность и выразительность нашего языка. Ведь у греков, о царь, есть только пустые изречения (Менар: новые формы изречений) для достижения убедительности, а в действительности вся их философия только пустой звон слов. Что касается нас, мы употребляем не простые слова, но звуки, преисполненные действия*3 (магического).

Феано: любой перевод одухотворенных речей искажает и смысл сказанного, и восприятие слушающих ушей. Когда слова произносит высокодуховный человек или пророк, они слагаются в песню любви к миру, в молитву о Благе. Они несут энергию человека, говорящего в духе, тогда они выражают истину.

3) Я начну мою речь с призвания Бога, Господа, Творца, Отца, охватывающего всю Вселенную, который, будучи Одним, есть Все и который, будучи Всем,