«каждое Благо связано с другим, Все происходит от Единого», однако в опыте земном мы видим отдельные события, горькие, хорошие и праздные и благие, разделяя их на причины, следствия и случайности (непонятые уму причины). Только если попытаться постигнуть их происхождение, если попытаться уйти от рамок временности всего происходящего, можно увидеть одно Благо.
16) Но сначала, о Асклепий, отлучись на мгновение и разыщи Тата, чтобы он был с нами.
По возвращении Асклепий предложил позвать Аммона. Ничто не препятствует, сказал Триждывеличайший, присутствию среди нас Аммона. Я не забыл, что к нему, как к дорогому сыну, были обращены мои многочисленные писания о Природе, тогда как множество моих речей о Природе и таинственных*2 писаний были обращены к Тату, моему дорогому и возлюбленному сыну. Но в заглавии настоящего трактата я написал твое имя, о Асклепий; и не зови никого иного, кроме Аммона, ибо проповедь о наиболее святых вещах богословия была бы осквернена слишком большим числом слушателей, было бы безбожием сообщать многим речь, преисполненную божественного величия.
Аммон вошел в Святилище и завершил эту священную четверку, дополненную присутствием Бога. Из уст Гермеса прозвучал призыв к набожной тишине, и пред душами внимающими и замершими божественный Амур*3 начал так:
Б) ВВЕДЕНИЕ В ПЕРВУЮ ЧАСТЬ
2а) Гермес. О Асклепий, всякая человеческая душа бессмертна, но разные души бессмертны по-разному в отношении способа и времени.
Феано: это чрезвычайно важно понять.
Асклепий. То есть, о Триждывеличайший, не все души суть одного и того же качества?
Гермес. Как быстро ты понимаешь смысл вещей, Асклепий. Я еще не сказал, что Все есть Единое и Единое есть Все, потому что все вещи были в Творце перед творением? И не зря Его называют Все, поскольку все вещи суть его члены. Помни же в продолжение всего этого разговора о Том, Кто Всеедин, о Творце всех вещей.
1. ИЕРАРХИЯ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ МИРА
А) ЕДИНСТВО ВСЕГО
26) Все нисходит с неба на землю, в воду, в воздух. Только огонь есть оживляющий, ибо он стремится ввысь; то, что стремится вниз, подчинено ему. То, что нисходит свыше, есть рождающее, а то, что поднимается, вскармливающее. Только земля, опираясь на себя саму, есть вместилище всех вещей и воссоздает виды, которые принимает.
Феано: земля дает способность растениям и влаге и всему живому подниматься, вскармливая материальные создания. Вскармливающее дает способность рождать, а рождающее дает способность вскармливать. Все многообразие имеет вектор устремленности, например, все тела притягиваются землей (или иной планетой), весь свет излучает себя во множестве всех направлений, растущее устремляется ввысь, отжившее вниз и т.д.
Эта совокупность, которая содержит все и которая есть все, придает движение душе и миру, всему тому, что содержит в себе Природа. В многократном единстве вселенской жизни многочисленные виды, различаемые по их чертам, соединены, однако, так, что совокупность есть одна, и Все исходит из Единого.
За) И сие единство, составляющее мир, состоит из четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха; единственный мир, единственная Душа, единственный Бог.
Феано: рассмотрим эти четыре стихии. Огонь физический превращается в дым, уничтожая материальные создания, огонь духовный подымает души в духе, освобождая их от материального одеяния. Вода физическая питает все живое земли, совершая круговорот в пределах планеты, вода духовная (живая вода, влага жизни) - средство передачи информации, совершает круговорот в пределах мира солнечной системы, освобождая ум человека. Земля материальная – кормилица всего порождаемого живого, вмещающая в себе мир материальный, а земля духовная – исходный Отчий дом духа, откуда мы получаем силу и импульс к познанию Бога. Воздух физический - среда обитания живого на земле, а воздух эфирный (электро-магнитные и др. поля) – внешняя среда обитания солнечной системы. Огонь, вода, земля и воздух физические, применяемые человечеством, придают могущество уму, а духовные стихии придают силу духу.
36) Теперь удели мне всю силу и всю проникновенность мысли твоей, ибо учение (ratio = логос) о Божестве, которое может быть воспринято только с помощью Ума, исходящего от Бога, подобно стремительно несущемуся потоку; поэтому и учение сие часто ускользает от внимания не только слушающих, но даже того, кто говорит.
Б) НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Зв)