Если б только мне дожить до Мгновенья,
Где мне Бог мой ниспошлет озаренье...
Не простое, как я раньше видала,
Золотое, как у сказки Начало...
Как свою бы я Былину... раскрыла,
Да от нежных слов семян насадила...
И взошли б они на зореньке ясной
Перламутровой росою прекрасной...
Словно крошечные радуги былины
Разукрасили б леса и долины...
И такой бы силой мир одарили,
Словно тридцать три в Одном, да ожили...
Как во тереме лесном рукотворном
Молча речь вели вдвоем о дозорном...
О неспящем, оживляющем Слове,
Да о тех, кто воз-вращается внове...
Как чудесно распознать Мысль живую,
Жаль, что часто говорим мы впустую...
Но, вначале было Слово от Бога...
Если б только мне дожить до такого...
НИЧТО ПОЗНАЮЩЕЕ
Я Слова в древнегреческих одах найду,
В древнерусских былинах - сюжеты.
В пирамиду Хеопса чрез сердце войду,
И услышу Атлантов заветы...
Помолюсь неразрывному ходу Времен,
И, Оракула глас ожидая,
Я увижу сраженья сильнейших племен,
И... пойму их, умом оживая.
Гибель воинов, рожденье религий Земли,
Чудеса чародеев и Храмы,
И, сокрытые в недрах, в пучинах воды
Тайны мира, и смысл Монограммы...
Я пойму назначение жизни земной,
Сопряжение звезд во Вселенной,
Да узнаю секрет оживленья водой,
От сияния Мысли нетленной...
Я - ничто, познающее грани всего,
И в Словах находящее радость.
Время - все,
проявляясь в мгновеньях ничто,
Из великого
Дарит мне малость...
3) ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
76) Ибо только человек есть тварь двойственная. Одна из двух составляющих его частей проста, ее греки называют 'сущностной' (усиодэс), а мы - 'сотворенной по подобию Бога'. (Феано: эта часть не столько проста, сколько чиста и поэтому сущностно однородна). Другая - четверичная [т. е. составленная из четырех стихий) часть, которую греки называют 'материальной' (иликон), а мы - 'земной'*8. Она составляет тело, которое у человека служит оболочкой божественной части, чтобы эта божественная часть и то, что с нею связано, - чувство чистого разума (mentis purae sensibus) - почивали сами в себе, как за стеною тела.
[Переход ко второй части)
Феано: душа связывает материальное тело с духом благодаря развитию ума, поэтому и говорю о тройственности.
7в) Асклепий. Зачем же, о Триждывеличайший, нужно было поселить человека в этот мир вместо того, чтобы позволить ему наслаждаться высшей благодатью в обители Бога (Менар: в божественной части его существа)?
Гермес. Твой вопрос естественен, о Асклепий, и я прошу Бога помочь мне ответить тебе, ибо все зависит от Воли Его, особенно же вещи великие, кои суть сейчас предметы наших изысканий.
II. ДВОЙНАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА
А) ЗАБОТИТЬСЯ О ЗЕМНЫХ ВЕЩАХ
8) Итак, слушай, о Асклепий. Господь и Творец всего сущего, которого мы справедливо называем Бог, сотворил второго бога, видимого и чувственного; я называю его так не потому, что он ощущает самого себя, ибо здесь не место для обсуждения этого вопроса, но потому, что мы можем воспринимать его органами чувств. (Феано: посредством чувств мы способны воспринять второго бога, но посредством воспринятого бога мы открываем возможность творчества, подобную Творцу). Итак, сотворив сие существо, стоящее на первом месте среди творений и второе после Него, Он решил, что оно красиво и преисполнено всех благ, и полюбил его, как Свое собственное дитя. Тогда Он возжелал, чтобы кто-либо иной мог любоваться сим существом как великим и совершенным, которое Он извлек из Себя Самого, и для этого Он сотворил человека, чтобы тот унаследовал Его рассудок и заботливость (diligentiae; Менар': ум). (Феано: Благо устремилось к воспроизводству Себя Самого, желая разделить Свою радость, Свою любовь к творчеству, Свою святую Волю). Воля Бога есть полнейшее исполнение; ибо возжелать и свершить для Него есть дело одного мгновения. И поскольку Он знал, что сущностное не смогло бы заботиться обо всем (Менар: знать все вещи), не будучи облаченным в материю, Он дал ему для пребывания тело. Возжелав, чтобы человек имел две природы, Он их тесно соединил и смешал в нужном соотношении.
Так Он создал человека из духа и тела, природы вечной и природы смертной, дабы составленная таким образом тварь