Феано

Гермес и Эхо (Часть 1)

БЫ

Если б только мне дожить до Мгновенья,

Где мне Бог мой ниспошлет озаренье...

Не простое, как я раньше видала,

Золотое, как у сказки Начало...

Как свою бы я Былину... раскрыла,

Да от нежных слов семян насадила...

И взошли б они на зореньке ясной

Перламутровой росою прекрасной...

Словно крошечные радуги былины

Разукрасили б леса и долины...

И такой бы силой мир одарили,

Словно тридцать три в Одном, да ожили...

Как во тереме лесном рукотворном

Молча речь вели вдвоем о дозорном...

О неспящем, оживляющем Слове,

Да о тех, кто воз-вращается внове...

Как чудесно распознать Мысль живую,

Жаль, что часто говорим мы впустую...

Но, вначале было Слово от Бога...

Если б только мне дожить до такого...

НИЧТО ПОЗНАЮЩЕЕ

Я Слова в древнегреческих одах найду,

В древнерусских былинах - сюжеты.

В пирамиду Хеопса чрез сердце войду,

И услышу Атлантов заветы...

Помолюсь неразрывному ходу Времен,

И, Оракула глас ожидая,

Я увижу сраженья сильнейших племен,

И... пойму их, умом оживая.

Гибель воинов, рожденье религий Земли,

Чудеса чародеев и Храмы,

И, сокрытые в недрах, в пучинах воды

Тайны мира, и смысл Монограммы...

Я пойму назначение жизни земной,

Сопряжение звезд во Вселенной,

Да узнаю секрет оживленья водой,

От сияния Мысли нетленной...

Я - ничто, познающее грани всего,

И в Словах находящее радость.

Время - все,

проявляясь в мгновеньях ничто,

Из великого

Дарит мне малость...

3) ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

76) Ибо только человек есть тварь двойственная. Одна из двух составляющих его частей проста, ее греки называют 'сущностной' (усиодэс), а мы - 'сотворенной по подобию Бога'. (Феано: эта часть не столько проста, сколько чиста и поэтому сущностно однородна). Другая - четверичная [т. е. составленная из четырех стихий) часть, которую греки называют 'материальной' (иликон), а мы - 'земной'*8. Она составляет тело, которое у человека служит оболочкой божественной части, чтобы эта божественная часть и то, что с нею связано, - чувство чистого разума (mentis purae sensibus) - почивали сами в себе, как за стеною тела.

[Переход ко второй части)

Феано: душа связывает материальное тело с духом благодаря развитию ума, поэтому и говорю о тройственности.

7в) Асклепий. Зачем же, о Триждывеличайший, нужно было поселить человека в этот мир вместо того, чтобы позволить ему наслаждаться высшей благодатью в обители Бога (Менар: в божественной части его существа)?

Гермес. Твой вопрос естественен, о Асклепий, и я прошу Бога помочь мне ответить тебе, ибо все зависит от Воли Его, особенно же вещи великие, кои суть сейчас предметы наших изысканий.

II. ДВОЙНАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА

А) ЗАБОТИТЬСЯ О ЗЕМНЫХ ВЕЩАХ

8) Итак, слушай, о Асклепий. Господь и Творец всего сущего, которого мы справедливо называем Бог, сотворил второго бога, видимого и чувственного; я называю его так не потому, что он ощущает самого себя, ибо здесь не место для обсуждения этого вопроса, но потому, что мы можем воспринимать его органами чувств. (Феано: посредством чувств мы способны воспринять второго бога, но посредством воспринятого бога мы открываем возможность творчества, подобную Творцу). Итак, сотворив сие существо, стоящее на первом месте среди творений и второе после Него, Он решил, что оно красиво и преисполнено всех благ, и полюбил его, как Свое собственное дитя. Тогда Он возжелал, чтобы кто-либо иной мог любоваться сим существом как великим и совершенным, которое Он извлек из Себя Самого, и для этого Он сотворил человека, чтобы тот унаследовал Его рассудок и заботливость (diligentiae; Менар': ум). (Феано: Благо устремилось к воспроизводству Себя Самого, желая разделить Свою радость, Свою любовь к творчеству, Свою святую Волю). Воля Бога есть полнейшее исполнение; ибо возжелать и свершить для Него есть дело одного мгновения. И поскольку Он знал, что сущностное не смогло бы заботиться обо всем (Менар: знать все вещи), не будучи облаченным в материю, Он дал ему для пребывания тело. Возжелав, чтобы человек имел две природы, Он их тесно соединил и смешал в нужном соотношении.

Так Он создал человека из духа и тела, природы вечной и природы смертной, дабы составленная таким образом тварь